Ингушетия, октябрь 2016. Текст Дмитрия Алёшкина. Фото Дениса Зарубина.

Походы
Октябрь 2016 года

В Ингушетию мы въехали из Дарьяльского ущелья Северной Осетии. По сути, мы сразу попали в самое красивое место республики. Северный горный район Ингушетии – Джейрахский, почти на половину включён в государственный заповедник «Эрзи». Попасть сюда можно по трем дорогам – из Чми в Осетии (наш вариант), по дороге на юг из Назрани вдоль реки Асса, и по старой дороге-тропе из Чечни и Шатили в Грузии. Последняя дорога закрыта со времени развала Советского Союза. На двух других стоят наши пограничники. Джейрахский район – пограничная зона России. При въезде пограничники проверяют паспорта. Иностранным гражданам сюда попасть не просто.

В 90-ые и в начале 2000-х здесь было неспокойно. Базировались войска, участвовавшие во Второй Чеченской войне. Велись перестрелки в ходе конфликта между Осетией и Ингушетией. Об этом напоминает памятник нашим пограничникам, погибшим на боевом посту в 2002 году. Сейчас же - это самый безопасный район республики. Здесь расположено несколько военных баз, на всех въездах в ущелье стоят военные посты.

Зачем мы сюда приехали? В ущелье на его отвесных склонах стоят старинные родовые башни ингушей. Расположены они по одной и целыми группами. Чем сильнее и богаче был род, тем больше и выше он строил башни-замки. Добраться до них не просто. От прекрасной асфальтовой дороги (в Ингушетии вообще большинство дорог имеет прекрасное новое асфальтовое покрытие) в горы на километр-полтора мы практически заползали по узким осыпным грунтовым колеям, порой под углом в 45 градусов!!! Чем менее доступны такие башни, тем они интереснее.

Наибольшее скопление башен находится в местечке Эрзи, что над поселком Ольгити. Мы увидели десяток башен, между ними развалины жилых зданий, а по склону над ними некрополь из похожих, но только гораздо меньших высоте, башен. Большинство средневековых укреплений было возведено в IX-XIIвв. Сейчас их восстанавливают, следят за чистотой вокруг. Пока мы ходили среди древних руин, к нам из юрта (села) поднялся на мотоцикле смотритель заповедника. Он рассказал нам об истории места, о том, кто сюда приезжает, куда еще сходить-съездить. Самое главное – здесь можно и нужно ходить в походы. Джейрахское ущелье – одно из лучших мест на Северном Кавказе для многодневных трекингов по историко-природному ландшафту.

Вокруг Эрзи, как и по всему ущелью, высятся десятки и десятки древних родовых замков-городов. Пока едешь по трассе, видишь большие зеленые щиты-указатели с названием каждого старинного поселения. Правда, добраться до некоторых можно только пешком. На одном из перевалов на высоте в 2100 метров с видом на заснеженный Кавказский Хребет мы увидели надпись «Горный Пещерный Храм», высота 3112 метров! Это место для обязательного посещения в нашем будущем походе по Ингушетии. Все знают о европейском Средневековье. Немецкие, французский, английские замки… А много ли людей знает о старинных замках в России?

Проезжая по Ингушетии, обращаешь внимание на новые современные здания школ и больниц. Большинство домов в селах выстроены из нового красного кирпича. Видно, что в республику идет сильнейшее финансовое влияние, чему свидетельством является новая столица  - Магас, застроенная современными зданиями по регулярному плану.

Спустившись в верховья реки Асса, откуда дорога из заповедника Эрзи уходит на север в Назрань, мы заехали в особо охраняемую часть парка. Въезд сюда платный – 100 рублей с человека. Среди пограничников, военных баз и заснеженных гор стоят древние башни, многие из которых прямо сейчас восстанавливают. Но самое интересное место – это христианский храм Тхаба Ерды.

Тхаба Ерды – церковь, возведенная на территории горной Ингушетии в VIII веке. Внимание!!! VIII век. Это один из самых древних христианских храмов на территории России! Не Новгород, Владимир или Москва, а Ингушетия – место зарождения Христианства в России. Вайнахи приняли Христианство на 200 лет раньше славян. И пришло оно сюда из Грузии. Это к вопросу о князе Владимире и о крещении в Херсонесе. Ингушетия – часть России, христианство здесь появилось на 200 лет раньше, чем в Киеве. Насколько хорошо мы знаем историю своей страны?  Или насколько хорошо, нам ее преподают? Владимир – не первый) В Россию Христианство шло не только из Византии, но и из Грузии. Но об этом сейчас «не модно» говорить…

С падением влияния Грузии в регионе с XIV века ингуши вернулись к традиционным верованиям. В храме проводились народные собрания, принимались решения о войне и мире. Во времена Второй Чеченской войны здание церкви сильно пострадало. В 2002 году здесь впервые за сто лет прошло православное богослужение.

За полтора часа, пройдя два поста, мы добрались до современного Магаса. Полюбовавшись ночной подсветкой, мы вернулись на федеральную трассу в сторону Владикавказа. На границе Ингушетии и Осетии нас, как обычно, остановили на посту, но паспорта переписывать не стали. Такое у меня впервые. Обычно при въезде-выезде в Дагестан и Ингушетию у водителя и пассажиров всех не местных машин регистрируются паспортные данные. На ночевку вернулись во Владикавказ, откуда утром планируем вновь ехать на Назрань (это всего 25 километров) и далее на Чечню.

Утром, проехав до восточной окраины Назрани, мы свернули к старой крепости, основанной казаками в начали XIX века. Когда-то это было мощный фортификационный объект, от которого начал расти город Назрань. Сейчас – это остатки стены, башня. Все используется современными предприятиями. Из исторического здесь только табличка над одними из ворот. Еще 30 километров на восток, и двухполосная дорога превращается в 4-полсное скоростное шоссе с ограничением скорости в 110 километров в час. Мы въехали в Чечню.

Второй раз в Ингушетию мы вернулись через неделю, совершив восхождение на Эльбрус и проехав по Карачаево-Черкессии и Адыгеи.

Поспав всего 4 часа, мы вновь были на дороге. Уже привычная трасса из Владикавказа в сторону грузинской границы, Чми, поворот на Ингушетию. На сей раз в блиц-варианте проезжаем Джейрахское ущелье. За прошедшие 10 дней горы окрасились в яркие осенние тона. Путь был знаком, повороты и серпантины – привычными. Через полтора часа мы добрались до особо охраняемой части заповедника «Эрзи». Охранники узнали машину, да и мы не удивлялись скоплению военных баз в приграничной зоне.

Вернулись мы сюда, поскольку в прошлый визит ничего не знали об этом месте. Тогда уже в заходящих лучах вечернего солнца мы лишь осмотрели, вероятно, самый древних православный храм на территории России, Тхаба Ерды (VII-VIIIвв.). А вот о существование замка Вовнушки, до которого оставалось всего 6 километров, представления у нас не было. Пришлось вернуться. И не зря! По краям небольшого горного прохода с двух сторон стоят башни, словно охраняя древний проход. Были ли они построены еще при византийцах для контроля над караванным путем из Азии? Вероятно. Особенностью комплекса являются две словно сросшиеся башни, одна выше другой. Окружены они разрушенной стеной, что роднит это родовое гнездо именно со средневековым европейским замком.

Из Эрзи мы уже привычным путем поехали вниз по речке Ассе в сторону Назрани. Нам нужно было вернуть нашего друга Васю во Владикавказ. На подъездах к Магасу нам на встречу выехал БТР с табличкой «Впереди военная колонна». За ним шли Камазы, еще БТРы. Позже мы узнали, что в Назрани был объявлен режим КТО, ловили (уничтожали) боевиков. На обычной жизни это мало сказывается. По сути, операция проводится следующим образом. Сотрудники  внутренних органов добывают информацию о месте нахождения бандитов. Спецгруппа блокирует такое здание. Потом стягивается военная техника и… Если не смотреть телевизор и случайно не проехать мимо такого  действа, то о борьбе с бандитизмом в республике можно вообще не знать.

В очередной раз пройдя блок-пост и регистрацию на административной границе Ингушетии и Северной Осетии, мы вернулись во Владикавказ. Довезли Васю до дома и на прощание на капоте машины съели свежий осетинский пирог. Как бы не старались кафе и рестораны в других регионах России, но таких пирогов нет больше нигде, хоть бы и назывались они осетинскими. Наверное, дело в сыре, воде, горном воздухе, руках и душе.

Новый маршрут по Ингушетии на сентябрь 2017 года здесь...