Край радужных гор: мое первое путешествие по Шотландии, апрель - май 2016г.

Эксклюзив
Май 2016 года
Инструктор: Дмитрий Алёшкин
Шотландия
См. все

Настало время офигительных историй. Датайте я расскажу, как ездила прогуляться по волшебной Шотландии. Поскольку текст получился большой, я постаралась разбить его на отдельные части. Если лень читать все - листайте и выбирайте интересующие подзаги. Про смешное - так про смешное, про треш - так про треш. Но про перевал рекомендую прочесть всем, ага)))

Про комплексы

Задолго до начала похода я боялась и комплексовала. Легко казаться быстрой, сильной, практически неуязвимой, когда вокруг нежные барышни или еще более нежные мальчики. Но я собиралась в поход после очень большого перерыва, меня окружали амазонки и терминаторы, и боялась оказаться слабаком. Я, собственно, и оказалась - в первый же день, когда попыталась с похмелья влезть на Бен Невис (это гора) и сдохла. В прямом смысле - шла себе шла, даже не сказать чтобы устала, и вдруг в глазах кровавые мальчики, в ушах - египетский оркестр, я тупо села на тропу и приготовилась помирать. Правда, быстро передумала, и потом чудесная девушка Наташа спустила мою полудохлую тушку вниз.

Впрочем, когда похмелье прошло, я оказалась все такой же быстрой и сильной, как и прежде. Конечно, мне не хватало опыта на подъемах, но это дело наживное: к концу похода подъемы перестали быть проблемой. Беда у меня другая - клиническая неуклюжесть, которая мешает на опасных участках маршрута. С этим надо бороться.

Про маршрут

С этого надо было начать, но эгоизм помешал) И так, наш маршрут проходил по северу Шотландии. Первой точкой был Форт Уильямс, там остановились ради восхождения на гору Бен Невис - там мы провели меньше суток. Дальше автобусами добрались до Алапула, это еще севернее, и двинулись пешком на север. Часть пути проходила по национальной тропе, конечной точкой должен был стать мыс Ярости и деревня Дарнесс. К слову, до мыса Ярости дошли только трое, и я в их число не вошла, о чем до сих пор жалею.

Часть пути мы проделали по дорогам, часть - по тропам, часть - автостопом, часть - по какому-то болотистому говну. В целом именно пешком мы проделали чуть больше 100 километров (кто дошел до мыса, естественно, больше).

Про трудности

Вот так встанешь поутру, выпутаешься из спальника, раскорякой вылезешь из палатки, пересчитаешь синяки, умоешься в ручье... Вокруг - болота, туман, дождь, ветер, иней, овцы, сопки. Голова три дня не мыта. А ты смотришь вокруг и думаешь: “Ты три месяца этого ждала. Ты отдала кучу денег. Наслаждайся, блин!”.

Труднее всего было, собственно, не это. Лично мне пришлось долго и болезненно убивать в себе путешественника и возрождать туриста. Путешественник глазеет, меняет направление, ищет красивое, интересное, вкусное... Турист перетаскивает рюкзак со стоянки на стоянку. Турист считает километры, путешественник - впечатления. В конце концов я разбудила туриста, да)

Помимо этой вот внутричерепной борьбы были и нормальные трудности. Во-первых нас угораздило словить аномальный холод. По плану температура должна была быть в районе 20 градусов, а она редко превышала 12. Во-вторых - влажность. В Шотландии везде очень сыро. Адски сыро.

Другая проблема довольно интимна... Давайте, начну с ретроспективы. Я с раннего детства хожу в походы. В водные походы. А река - это такое место, где ты всегда найдешь возможность вымыться. А вот пеший поход по горам и болотам... Нет, реки есть - быстрые, ледяные, но есть. Но вымыть в них можно разве что руки (и потом их долго греть. Пакля из волос, стоячие носки и тому подобные приколы - это изрядно мучило, да

Еще одна трудность была лично моя, вряд ли еще у кого-то могло возникнуть такое. Как я уже сказала, в походы я хожу с очень раннего детства - первый раз родители меня взяли с собой в три года. Поэтому я - реальный такой турист старой школы, которого не перевоспитаешь. Меня учили, что ведущий (лидер, инструктор) - это человек, которому ты должен верить во всем. У нас было как в армии: ведущий мог на тебя наорать, наложить взыскание, все что угодно - но он всегда говорил правду. У нашего ведущего в этом походе была своеобразная манера - он скрывал от нас реальные расстояния, которые предстоит пройти, и сложность условий. Собственно, он сразу объяснил, зачем так делает - чтобы все начали идти, не думая, что это выше их сил. Потом деться будет некуда - дойдут. Нормальная тактика, работает, но со мной было по-другому. Во мне где-то на клеточном уровне поселилось недоверие. Это реально страшно, вот пример: когда он показал мне переход через реку, я не смогла его повторить. Я предпочла влезть на скалы, потянув в процессе ногу, но перебраться под руководством других людей, которым полностью доверяю. Более того, я потом вообще на автопилоте тащилась другим путем. Абсолютный сюр и безумие, но вшитые с детства алгоритмы работают во мне именно так: малейшая фальшь вызывает недоверие, а недоверие - это стоп-сигнал. Нельзя. В общем, прежний опыт мне мешал, увы(

Про перевал

Ничто не предвещало. Утро было ясное, через дорогу перекинулась роскошная радуга. “Хороший знак”, - сказал один из нас. Хороший, да - мы все выжили)))

С какого-то момента дорога, по которой мы шли, закончилась, начались шикарные болота. Чтобы вы понимали, до того были болота и после того тоже были болота, но те, которые до и после - они не шикарные. Шикарное болото - это среди лесов, вдоль берега реки, и на горизонте тоже лес. Красиво. Но красота быстро закончилась, и начались болота обычные (для Шотландии) - на фото именно они.

Хм. Как бы вам описать обычные шотландские болота? Они в горах. Причем чем выше лезешь в горы, тем глубже там болота. Посреди болот текут ручейки... Ну как, ручейки... Скорость течения способна посрамить какой-нибудь Терек. Переходить их нужно, прыгая по камням, и вот это стало гигантской проблемой лично для меня. Дело в том, что я потянула ногу, после чего она начала мало того, что болеть - боль я легко игнорировала, но дефективная конечность вдруг обрела излишнюю и неконтролируемую сгибаемость в любых направлениях. Проще говоря, я никак не могла предсказать, в какой момент нога просто сложится. В другие моменты она наоборот застывала колом и гнуться отказывалась. С таким хозяйством переходить реки по камням было слегка неудобно, поэтому я плюнула и переходила их просто по дну. Пару раз набрала полные ботинки воды, но вскоре это просто перестало иметь значение.

Строго говоря, вообще все перестало иметь значение. В голове крутилось только две мысли. Первая была страшная: “Скорей бы это все закончилось”. Страшная - потому что по фигу было, как это закончится. Утону в болоте, сверну шею или дойду до места - не важно! Чуть не сдалась. Но! Была и вторая мысль, которая и помогла дойти. Мне было стыдно. Адски, чудовищно стыдно. Я чувствовала себя слабаком. В какой-то момент я ковыляла последней. То есть совсем последней - я не видела, куда ушла группа. Я сбивалась с дороги, тонула в торфяных ловушках (типа трясины), падала, ползла (реально ползла), потом замечала где-то впереди (иногда сзади - когда совсем теряла ориентацию) яркое пятно чьей-то куртки - и снова ковыляла в нужном направлении. При этом я остро чувствовала свою ущербность. Идущие впереди казались мне сверхлюдьми, почти богами. Когда я добрела до места привала, я реально стыдилась смотреть на окружающих - мне казалось, что все надо мной смеются.

Потом мы шли уже кучей, для разнообразия не по болоту, а по узкой каменистой тропинке над очередным ручьем-водопадом. Нога снова подвела - подогнулась, и я каким-то чудом не свалилась в эту самую речушку, на камни. Обошлось. В результате сползла на заднице, обещая себе сделать харакири, потому что позорище.

Первые подозрения закрались в мою душу, когда мальчики, идущие впереди, один за другим покатились по склону далеко впереди меня. Тут же сверху раздался сдавленный вопль - кто-то из группы тоже падал, причем прямо на меня. С перепугу я, естественно, тоже упала. На самом деле мы не знали, куда идти. Тропа потерялась. С соседней сопки на нас презрительно смотрели олени. Далеко впереди в лучах заката виднелась деревня, где был хостел. Он манил, как путеводная звезда. Там было тепло, сухо, там не было оленей и града. Кстати, о граде. К определенному моменту мы нашли тропу. Ее прокладывали, видимо, люди или олени с суицидальными наклонностями, потому что она была шириной сантиметров сорок, с одной стороны склон, с другой - обрыв, на дне обрыва, естественно, очередной бурный поток. Бонусом к этой неземной красоте вдруг налетел ураганчик с градом. Ветер, разбиваясь о склон, совершал странный кульбит и пытался сдуть нас с тропы. Смеркалось. К тому же у нас стремительно заканчивались люди с неповрежденными организмами: кто-то страдал ногой, кто-то спиной, иные рвались упасть в обморок или просто упасть.

И вот этот отряд обреченных, мокрый и грязный, добрел до хостела. А в хостеле были англичане. Они все были одеты в походное и чувствовали себя героями, потому что отважно прогулялись по окрестностям до каких-то там пещер. Когда они узнали от наших самых стойких барышень, что группа безумных русских (плюс один англичанин, возможно, пленный) пересекла перевал, аборигены потускнели, расползлись по углам, а с утра смотрели опасливо.

Про автостоп​

Часть пути мы проделали на попутках. Надо сказать, с какого-то момента нам начало нереально везти на добрых англичан, которые соглашались везти куда-то далеко весь наш веселый табор. Удачу нам принесла первая автоледи, подобравшая нас в районе Лаксфорт Бридж (деревня такая). Дама - я уверена - ехала из Хогвартса в министерство магии. Ну откуда еще на пустом шоссе могла возникнуть милейшая леди за рулем пустого микроавтобуса, которая ехала именно туда, куда требовалось семи хмурым людям с рюкзаками, и которая с готовностью и удовольствием нас туда отвезла??? А потом был еще один мужик на джипе: он подвез нас всего пару километров, до пляжа, уехал, а потом вернулся спросить, не мы ли забрали из машины его гаечный ключ? И опять уехал. А потом были еще двое забавных пенсионеров... К тому моменту нас осталось четверо - хромых и уставших девчонок, которым нужно было как-то доковылять до городка Кинхолбёрви. Мы приготовились к долгому автостопу (дорога не сказать чтобы оживленная), но двоих из нас (плюс все рюкзаки) мгновенно забрали добродушные пожилые путешественники. Мало того, они еще и вернулись за оставшимися, но их к тому моменту уже подвез другой добросердечный человек. К слову сказать, ночлег для нас тоже нашелся сам - просто спросили у барменши, и через 5 минут прискакала колоритная хозяйка B&B (Bed & Breakfast, типа апартаментов в аренду), у которой нашелся аж целый микродомик как раз на четырех человек. Кстати, колоритнейшая дама! На вид - чисто пиратша в отставке, с длинными седыми волосами, в штормовке, приехавшая на новеньком “Ягуаре”. Словом, нам наконец-то везло. Ура!

Про снаряжение

Пару слов про все те штуки, которые необходимы в походе.

Первое, с чем нужно смириться: поход - это нефига не бюджетный отдых. Потому что даже если ты потратился только на билеты туда-обратно, а на маршруте не встретил ни одного очага цивилизации, где можно расплачиваться деньгами, снаряжение - недешевая штука. Сэкономишь - велик риск, что не дойдешь (и хорошо если просто плюешь и вернешься в цивилизацию).

Самым большим шоком лично для меня были треккинговые носки. Они стоят полторы-три тысячи рублей пара. Не знаю, как именно их делают, но ни разу не пожалела, что купила: лапы мои обошлись без кровавых мозолей, что само по себе огромная удача.

А вот это запишите себе алыми буквами на видном месте: в походе нужна правильна обувь! Треккинговые то есть ботинки. Тоже недешевая вещь, но без нее нельзя. От слова “совсем нельзя”. Большинство в группе носили Meindl (фирма такая ботиночная), я - North Face. И я, и остальные своими ботинками довольны, но тут надо выбирать по ноге, по сезону, по рельефу и вообще по куче параметров. Не ленитесь и не скупитесь - без этого гаджета реально нельзя.

Или вот рюкзак еще. Базовые требования: широкие лямки, жесткая спина, поясные ремни. Объем - по ситуации, в моем было 65 литров, и мне мало. Но я - особый случай: у меня высокая грузоподъемность, привычка таскать с собой библиотеку (не шучу - две книги потащила даже в поход). Серьезная ошибка - я не купила специальный чехол от дождя на рюкзак. Купите обязательно, мокрый рюкзак намного тяжелее, мокрый спальник в нем - залог скорбной ночи.

Треккинговые палки были моим открытием. Никогда прежде ими не пользовалась, первый опыт - целиком положительный. В пешем походе особенно по непростому рельефу, при бродировании рек очень помогли. Хотя - тут не могу не оговориться - в группе было несколько человек, которые палками не пользовались и горя не знали, тут уж надо попробовать и самому понять, надо или нет.

Про Эдинбург

В Эдинбург надо ехать! И вам, если еще не были, и мне, потому что не нагулялась. Удивительно уютный город, с красивым старинным центром, вкусной едой, гигантским выбором пива и виски и веселыми местными жителями.

Плюс здесь интересный шопинг - даже меня проняло. И смешные толстозадые такси. И... и вообще.

Минус Эдинбурга в том, что сюда мало прямых рейсов из Москвы, большинство летит или оооооочень долго, или с пересадкой в Лондоне. Прямые рейсы есть, но довольно дороги. Зато до аэропорта ходит трамвай из центра.

Вернусь к теме шопинга. Кучу сувенирных килтов китайского производства игнорировать сложно, но надо. И очень внимательно осматривать закоулки в поисках лавок местных дизайнеров, ибо офигенное качество и неповторимые вещи. Есть смысл зайти в гигантский магазин - последний перед замком, если идти по Королевской миле (Royal mile) - не ошибетесь, короче.

А еще в Эдинбурге есть жопа. Район такой - Joppa, причем его расположение вполне соответствует названию.

И напоследок

Ну и надо подвести итоги.

Главное, что я поняла - в походы я ходить буду. Пришла к двум важным знаниям о своем организме. Первое - он сильный. Он очень сильный, быстрый и выносливый, с гигантским запасом прочности. В следующий раз, когда я встану перед выбором лезть или не лезть куда-то - я выключу голову и прислушаюсь ко всей остальной тушке, потому что голова постоянно уверена, что все остальное хочет отдохнуть. А оно не хочет, на нем пахать можно, у меня в роду, видимо, были какие-то титаны.

Второе знание - мой организм ничего не умеет. Ему тупо не хватает навыков (при роскошных базовых параметрах). Его нужно тренировать, учить, вырабатывать новые рефлексы. И в следующий раз он уже будет настоящим реактивным танком, каким ему и положено быть.

Боже, храни прекрасную Шотландию, Королеву и мою веселую голову!

И скорей бы новый поход.

PS Огромное спасибо клубу “Волчица” и всем моим спутникам!

__________________________

Подробная программа экспедиции и запись в группу участников в разделе "Экспедиции по миру"