Экспедиция по Мексике, 2013. Отчет инструктора

Инструктор: Дмитрий Алёшкин
Мексика
См. все

Январь. В России зима. В Москве морозы под минус 20. Серое небо, серый снег, серые здания, серые люди, серые мысли.

Январь. На юге Мексики около 30 градусов тепла. Кругом девственный тропический лес. Зеленые джунгли. Совсем не далеко до бирюзового Карибского моря. Обезьяны, фазаны, туканы, попугаи, игуаны. Мы здесь. Впереди лианы, заросли, не хватает воды. Но мы здесь, и мы счастливы, что вокруг есть цвета, есть борьба, есть осмысленные движения.

Мы учимся жить в джунглях. Учимся укрываться от дождя, искать воду и очищать ее, учимся добывать себе пищу, учимся передвигаться через непроходимую вечнозеленую чащу, учимся ценить НАСТОЯЩУЮ жизнь.

Начиналось все так. Длительный перелет, 10 часов разница во времени с Москвой. Я встречаю ребят в аэропорту Канкуна на арендованной машине. 5-часовой ночной переезд по нетуристической Мексике. Пальмы, деревянные магазинчики у трассы, полуосвещенные деревни, раздавленные игуаны, «лежачие полицейские», скорее напоминающие противотанковые валы. А утром отель в небольшой деревушке, посещение местных магазинчиков, знакомство с такосами, кесадильями, эмпанадасами. Посещение руин древнего города майя в Шпухиле.

Наступает утро и мы выдвигаемся в лес. 40 километров по проселочной дороге, и мы выгружаемся на краю биосферного заповедника «Калакмуль». Всего лишь в 50 километрах к западу от нас пролегает другая автомобильная дорога. На нее и нужно выйти. Казалось бы, что такое 50 километров. 2-3 дня пути. Впереди ведь нет ни гор, ни каньонов. Лишь лес, растущий на практически ровной известняковой платформе.

Начинаем переход. Идем по заброшенной заросшей дороге. У каждого есть 2 бутылки с водой. Носильщики несут палатки и еду. Все кажется легким, увлекательным. Через пару часов встаем лагерем. Звучит мысль: «как-то все очень на подмосковный летний лес похоже». Но наступила ночь. В лучах фонариков то там, то здесь стали отражаться чьи-то пары глаз. Это из своих укрытий повылезали десятки тарантулов, маленьких ядовитых пауков. После того, как все улеглись по палаткам, к лагерю стали выходить другие животные. Грызущие, чавкающие, сопящие. До утра нос из палатки никто высунуть не рискнул.

С каждым днем движение по «тропе2» становилось все труднее и медленнее. Этой дорогой давно не пользовались, и она начала зарастать всякими кустами и лианами. Чтобы очистить путь, приходилось доставать мачете и прорубать туннели в колючих зарослях. На открытых полянах (гарях и заброшенных полях) тропа попросту превращалась в непроходимую чащу. В таких случаях вперед на прокладку пути отправлялись и носильщики, и один из наших ребят. Скорость передвижения падала до 1 километра в час. К третьему дню пути нам ничего не оставалось, как забрать почти весь груз у носильщиков, отправить их вперед, а самим нести и свои пожитки, и вещи наших мексиканских товарищей.

К концу четвертого дня мы преодолели лишь треть пути. Тропа стала уклоняться все больше к югу, отдаляя нас от заветных руин самого обширного города древних майя – Калакмуля. Было принято решение поворачивать на запад и двигаться целиной. Впереди шел человек с мачете, расчищавший тропу. Далее шли остальные участники и носильщики. Замыкал группу человек, ответственный за навигацию. При помощи компаса он должен был следить за общим направлением движения и указывать направление движения рубки впереди идущему. При свете солнца наш проводник мог соблюдать выбранный курс почти без погрешностей, но как только небо покрывалось тучами, приходилось почти каждую минуту давать ему следующие указания: «чуть правее» или «чуть левее, еще левее».

Идти по девственному лесу нелегко. Мелкие кусты, лианы, тянущиеся как горизонтально, так и вертикально, колючки, жара. Единственной поблажкой нам была относительно сухая погода. В январе месяце в Мексике начало сухого сезона. Так что дожди нас беспокоили не сильно. Правда, по этой же причине мы столкнулись с другой проблемой. Чем дальше мы углублялись в сельву, тем меньше источников воды мы находили. По началу, мы брали ее из русла пересохших рек, попадавшихся у нас на пути. Потом из небольших лужиц. Но в какой-то момент пропали и они.

Мы шли и так не быстро, километров 5 в день. А тут еще пришлось останавливаться на ночевку часа в 4, чтобы успеть отправить людей со всевозможной тарой в обратный путь. Гонцам предстояло по прорубленной тропе вернуться до последнего источника с водой, и принести ее столько, чтобы на следующий день ее хватило всем участникам похода.
В такой ситуации пару дней пришлось отказаться от приготовления горячей пищи.

Расходовать воду на варку риса или фасоли было неразумным. Пришлось довольствоваться 100-граммовой банкой тунца и кукурузной лепешкой на человека в день. Подспорье в этой тяжелой ситуации нам составляли сапоте, сладкие тропические фрукты, только начавшие созревать. Находя их осыпавшимися на земле, мы старались набить ими все карманы, чтобы на привале разделить между всеми.

Разнообразие в скудную тропическую диету принес подстреленный проводником Исидро фазан. А скудная она по нашим меркам - местные индейцы и латиносы питаются рисом, фасолью и кукурузными лепешками всю свою жизнь. Запеченный на углях он был подобен заморским яствам. Мясо убиенной птички придало нам сил для продолжения продвижения.
В один из дней посланные за водой носильщики не вернулись в лагерь. Ночевка прошла в томительном ожидании. Вода почти у всех кончилась. О еде даже никто и не помышлял.

Наступило утро. В лагерь никто не вернулся. После небольших раздумий было принято решений поворачивать обратно и идти до точки, где в последний раз была найдена вода. Ни носильщиков, ни проводников у нас уже не было. Оставив личные вещи мексиканцев, распределив запасы еды и палатки между собой, мы двинулись в обратный путь.

К общему угнетенному состоянию добавлялось постоянное отсутствие перспективы в наблюдения. Небо закрыто кронами деревьев. Видимость вперед не более 20 метров. Глаз устал от ближних планов. В одном месте мы даже не смогли найти остатки одного из поселений древних майя. На карте они были указаны с точностью до 500 метров, а блуждать по такому квадрату в зарослях лиан и поваленных деревьев не было ни сил, ни желания. Найти среди зеленого моря земляные холмы с каменными останцами на вершине – занятие слабо реализуемое.

Наших проводников мы обнаружили у грязевой лужи, где до этого валялись лесные свиньи. Нацедив несколько бутылок серой мутной жижи, мы решили уже полным составом продолжить путь обратно. Морально ребята вновь повернуть на восток были не готовы. Переход по проторенной дороге обратно дался и легче и веселей.

Во второй половине дня мы добрались до пересохшего ручья, на дне которого еще остались небольшие лужи. Это уже было счастьем. Отдых, достаток воды (хоть и со вкусом марганцовки и с добавлением соли), сытный ужин.

Дальше путь шел веселей. На следующий день на берегу почти пруда был подстрелен еще один фазан. Джунгли стали для ребят почти родными. Уже никто не боялся самостоятельно ходить по заросшему лесу. Не беспокоили клещи. Даже появилась возможность помыться.

За 5 километров до деревни, на месте нашей первой стоянки в джунглях, мы решили устроить небольшую вечеринку. Из поселка был доставлен местный ром, газировка, сладости, другие яства. Радость от таких проявлений цивилизации у ребят была безмерная.

Что нужно человеку для ощущения счастья? Достаток воды и еды. Уже с этими благами улыбка на лице не покидала ни одного из нас.

Прошел еще день. Мы вернулись в Шпухиль. Съездили уже по автомобильной дороге на руины Калакмуля. Добрались до моря. Заселились в отель на белоснежном пляже. Вдоволь мексиканских напитков и еды. Отдых. Джунгли казались другим миром, оставшимся где-то во сне, в сказке, очень-очень далеко.

Перелет в Москву. Серость. Мороз. На ремне нужно проделать несколько новых дырок. Оказывается, организм сбросил лишние килограммы. У кого-то 3-4, а у кого-то все 9 с половиной.

Закрываешь глаза, перед тобой зеленое море. Джунгли. В ветвях пробегают обезьяны-ревуны, в кустах прячется лесной индюк. Ты вспоминаешь чувство жажды, когда за бутылку воды был готов отдать тысячу долларов. Понимаешь осознанность каждого действия и движения при переходе через сельву. Думаешь о тех опасностях, которые тебя там подстерегали. Настоящая жизнь была там, сюда же ты вернулся в мир иллюзий.

Дмитрий Алёшкин, инструктор Школы выживания Волчица

Хотите принять участие в экспедиции? Подробности здесь