Поход по горной Абхазии. Апрель 2014г. Автор Светлана Кочеткова.

Походы
Апрель 2014 года
Инструктор: Дмитрий Алёшкин
Абхазия
См. все

Хочу начать с того, что подобного рода путешествие в моей жизни случилось впервые. Интерес к познанию достопримечательностей, флоры и фауны, образа жизни нашей большой планеты был всегда и много удалось уже посмотреть. Были небольшие сомнения по поводу времени года, собиралась туда в летний период, но люди, бывалые и знающие Абхазию посоветовали идти, хорошее время, не жарко, да и наплыва туристов нет. И вот решилась, еду.

Утром 06.04.14.

встретились с инструкторами Артуром Каримбаевым и Валерием Угловым, нашим оператором Андреем Шикуновым в аэропорту и самолетом долетев до Адлера присоединились к остальным участникам нашего похода, познакомились и всей нашей компанией отправились в сторону Абхазской границы, добравшись туда на микроавтобусах. Закупив продовольствия на весь период нашего пребывания, несколько объемных пакетов, двинулись к переходу границы. С Абхазской стороны все было слишком быстро и просто, разворот паспорта из твоих рук, незаметно брошенный взгляд пограничного работника в твою сторону и вперед. Наши пограничники уже более детально рассматривали наши паспорта и заглядывали в глаза, задавали вопросы, проверяли рюкзаки, на наличие предметов, вызывающих подозрение и интерес. Пройдя границу дошли до небольшого автобусного вокзала, где должен был нас забрать автомобиль.

Раскидали провизию по рюкзакам, ребятам, потяжелее, девчонкам хлеб, сухари, чай, хлеб и все такое. А вдали уже виднелись и манили горы, с их сверкающими снежными вершинами. Мы были уже в предвкушении нашего путешествия. Погрузившись с нашей объемного поклажей в прибывший спустя некоторое время микроавтобус, двинулись в пункт назначения – озеро Рица, там нам предстояло провести первую нашу ночь.

Дорога была интересной и познавательной и вызывала бурю восторгов и неподдельного интереса. Мы заехали на голубое озеро (в живописном ущелье по правому берегу реки Бзыбь, на высоте ста метров над уровнем моря расположилось одно из прекраснейших творений природы, поистине удивительное, нерукотворное чудо и своего рода величайший шедевр «ювелирного искусства» – Голубое озеро.

Обрамленная оправой из камней и скал, необыкновенно голубая застывшая гладь воды его напоминает гигантский сапфир площадью 180 квадратных метров. Вода в озере всегда очень холодная, так что купаться не советуем. Даже в самую жаркую погоду температура ее не превышает 10 градусов. Но зато озеро никогда не замерзает.
Голубое озеро, на первый взгляд, кажется мутным. Однако – это одно из самых чистых и прозрачных озер на Кавказе. Оно имеет очень маленькую площадь поверхности, а берега резко обрываются и уже у самой кромки глубина озера уходит на несколько десятков метров. Свет же на такую глубину практически не проникает, создавая эффект мутной воды).

Остановились около Бзыбского храма-крепость постройки 10 века (от крепости сохранились остатки семи круглых и четырехугольных башен и крепостной стены с двумя воротами. Угловая башня сохранилась лучше всего. Бзыбская крепость всегда имела военное значение. Она надежно защищала перевальную дорогу на Северный Кавказ и контролировала древнейшую магистраль, которая пересекала Бзыбь. Об этих крепостях в народе ходят различные легенды).

Далее наш путь пролегал через Юпшарское ущелье каменный мешок (после поворота на Гегский водопад дорога на Рицу идет вдоль берега реки Юпшара, по Юпшарскому ущелью. Это одно из живописнейших мест Кавказа, славящееся своей неповторимой красотой. Длина ущелья — 8 км. Все круче становится путь. Резко смыкаются горы. Заметно темнеет. С полукилометровых отвесных карнизов свисают зеленые и красноватые мхи. Начинается самый живописный и величественный участок пути — Юпшарский каньон. По-видимому, его начало было положено гигантской трещиной, раздвинувшей скалы, которую впоследствии размыла река Юпшара). По дороге мы слушали нашего водителя и его комментарии к разного рода событиям и легендам, связанным с той или иной достопримечательностью, событием, имевшим место быть, а может и не быть, что вызывало всеобщее любопытство и неподдельный интерес.

За беседами и расспросами мы и не заметили, как добрались до озера Рица. И вот оно – величавое и необыкновенное чудо природы (расположено на высоте 950 м над уровнем моря в бассейне реки Бзыбь, в глубоко лесистом ущелье рек Лашипсе и Юпшары, к востоку от Гагрского хребта. Горы, окружающие озеро, имеют высоту 2200-3200 метров. Площадь — 1,27 км², длина — 2,5 км, ширина — от 270 до 870 метров. Средняя глубина составляет 63 м, наибольшая — 131 м. Питание дождевое и снеговое, сезонные колебания уровня воды составляют 2—3 м. Средняя температура воды на поверхности озера выше 10°C (с конца июня по октябрь), наивысшая — 17,6 °C (август), в зимнее время (в феврале) средняя температура равна +3,8 °C.

Рица замерзает в очень суровые зимы. Тогда почти вся её поверхность покрывается слоем льда толщиной 1-5 см. В особенно снежные зимы покров снега в районе Рицы достигает 7-11 м, обычно же не превышает 2-3 м. Цвет водного зеркала меняется по временам года. Причина этого явления кроется в разной степени прозрачности вод впадающих рек и развитием микроскопических водорослей — фитопланктона в самом водоеме. Весной и летом преобладает зелено — желтый цвет воды, осенью и зимой — холодный сине-голубой. Из озера Рица вытекает продолжение р. Лашипсе — р. Юпшара, приток р. Бзыбь. Озеро образовалось приблизительно 250 лет назад, когда часть горы Пшегишхва обрушилась в реку Лашипсе и запрудила её. В озере обитает форель, акклиматизирован сиг).

Мы выбрались из микроавтобуса на небольшую деревянную веранду, вид на озеро был изумительный, рядом располагалось кафе, в стиле охотничьего домика, где можно было попробовать горячительные местные напитки и полюбоваться убранством внутренней отделки. После дегустации и небольшого променада, обратно в транспорт и к месту ночевки, к полуразрушенным хозяйственным постройкам, где по полученной информации располагались хоз.помещения для поддержания жизнеобеспечения дачи Сталина. Разбив лагерь, около горной речушки, среди каштановых деревьев, развели костер, и наш инструктор Артур Каримбаев начал ворковать над котелком, процесс приготовления ужина начался.

Это был наш первый ужин и первая ночь на берегу озера. Все было здорово. Компанейские беседы, совместная трапеза, несколько грамм за знакомство и небольшой рассказ о себе, глядя на пламя костра, в теплой дружеской обстановке. Первая ночь, как и почти все последующие, была скажем, так прохладной. Пришлось лечь, по совету инструктора, во всем, что было одето, даже куртку не снимать и то, как-то подхолаживало, то нос, то ноги. Еще одно обстоятельство, было «немного» жестковато, поэтому приходилось крутиться с боку на бок.

Утро. 07.04.14.

День задался. Солнышко и тепло. Проснувшись и покинув палатки, небольшой кросс до моста, так разогреться и завтрак, который уже готовили, инструктор и ребятами. Была каша, овсяная, не очень ее люблю, но с времен, пионерских лагерей знаю, есть надо, чтобы были силы, тут я еще не знала, сколько мне их понадобится.

Поступило предложение сходить на дачу Сталина, всего 2 км, недалеко. Собрав лагерь и пристроив рюкзаки под нишу моста, налегке отправились туда. Идти было легко и радостно. По дороге увидели Молочный водопад (поднимаемся выше Рицы (по дороге на дачу Сталина) Молочным он назван за цвет воды, напоминающий молоко. Молочный водопад, ещё его называют водопадом всех влюблённых. Он падает с большой высоты и при приближении к нему сразу чувствуется, что это настоящий водопад высокогорной речки, которая образуется при таянии ледников и из многочисленных родников).

Жаль на дачу не попали, все было закрыто, на звонки никто не ответил, и никаких признаков жизни мы не обнаружили. Только пес, кавказская овчарка, появился откуда то и пошел с нами. В последствии этот пес, прозванный нами Мухтаром, путешествовал с нами 5 дней и был принят и признан нашим коллективом. Постояв немного у ворот с большими звездами и позаглядывав внутрь через проемы ворот, отправились обратно, за рюкзаками. Нам предстоял путь в долину Авадхара (Ауадхара —- курорт на Западном Кавказе, в Абхазии в 18 км от озера Рица, расположен на высоте 1600 м, знаменитый своими минеральными источниками и сероводородным водопадом с газированной водой на высоте альпийских лугов). Вот тут то и началось.

Взгромоздив рюкзаки на спину и сбросив немного одежды, отправились в путь. Идти надо было с небольшим набором высоты, что с первых же шагов оказалось задачей не из легких. Первых 4 км дорога была асфальтированная, но ноги начали уже предательски поднывать и сердце стучало, да еще этот рюкзак, тянул и давил на все кости и мышцы, честно говоря, я уже тогда стала его тихо ненавидеть. Первый привал, здорово, можно брякнуться на землю и отдохнуть, ощущение почвы через пятиточечник приятное, а вокруг виды какие, дух захватывает, любуемся и запечатлеваемся на фото.

Подъем и надо идти дальше, время не ждет, надо дойти до темноты. Продолжая путь, любуемся водопадами и открывающимися видами. Где-то внизу мерцает своей бирюзовой гладью Рица. Горы все ближе, снег белеет на их высоких макушкам. Погода начала меняться, посерело и на нашей дороге как-то невзначай появился снег. Сначала умеренно, потом все больше, идти стало труднее, силы расходовались. Тем, кто шел впереди, приходилось прокладывать путь, думаю, это было крайне нелегко, до нас здесь не ходили, снег был не тронут. Идти по следам было неудобно, приходилось ставить ногу в уже проторенный след, ноги то и дело проваливались по колено и выбираться приходилось с трудом. Шли по снегу около 8 км.

Были недолгие привалы, хотелось отдохнуть подольше, но ноги промокли от снега и хождения по ручьям, и стали замерзать, силы кончались, есть не хотелось, только пить. Пили из водопадиков которые встречались на пути, лизали комочки снега. Мне было очень тяжело, полезли предательские негативные мысли. Зачем я здесь, и какая я дура сама проплатила свое мучение, ругала себя страшно, уже были не до видов вокруг, даже говорить не хотелось, шли молча. Правда впереди, слышны были разговоры и даже смех и шутки, это Лера Семенова, шедшая в первый рядах с ребятами Андреем, Тимофеем и Гришей, чувствовала на мой взгляд себя хорошо, это был факт. Вот ведь молодчина, я удивлялась и тихо «умирала».

Дорога все вьется следами на снегу, наша группа растянулась далеко, впереди идущих порой было не видно, оглядываешься и сзади никого, только знаешь, что идут. На привалах мы воссоединялись. Инструктора шли один впереди, другой сзади, потеряться было невозможно. Шестой час ходьбы, все устали и уже стали мерещится домики, которые вроде бы должны быть в конце пути, среди снега и деревьев. Мне стало совсем нехорошо, мутило и тошнило. Идти не хотелось вообще, ноги замерзли и не двигались, штаны промокли. Я часто останавливалась и привалившись на рюкзак судорожно хватала ртом воздух. Наш инструктор Артур Каримбаев был рядом. Давал мне определенные рекомендации, пытался помочь, в итоге забрал мой рюкзак и около 3 км тащил его по снегу, причем его рюкзак был свыше 20 кг. Очень ему благодарна за это, как в прочем, и всем нашим ребятам, никто не остался безучастным. Последние метры были самыми тяжелыми для всей группы. Изрядно уставшие и промокшие, холодные и голодные мы наконец-то увидели очертания домиков, разрушенного здания и 3 коттеджей. Ура!!! Мы дошли. Авадхара.

Быстро переодевшись в сухое, поделившись носками и сменкой друг с другом, ребята развели костер, жизнь налаживалась. Около костра было тепло, ноги согревались, зубы перестали стучать, тепло пошло по телу, негативные мысли постепенно начинали уходить. Нашли ночлег, один из 3 котеджей был открыт, там мы и расположились. Всю сырую обувь, одежду разложили и развесили около костра, туда же пристроили и котелок, завязалась оживленная беседа. Вскипела вода на костре, пили чай. Меня напоили смектой и согревшись я ушла спать в домик. Пробудилась от того, что Артур звал меня есть, есть не хотелось, но по настоянию инструктора пришлось спуститься и съесть тарелку овощного супа, это было правильно, ведь завтра в обратный путь, силы нужны. Суп был вкусный.
Всю ночь лил дождь, как хорошо, что у нас есть крыша. Было прохладно и капли дождя тарабанили по крыши всю ночь. Ребята спали внизу, мы наверху.
Утро 08.04.14 нового дня было серым, но дождик заканчивался. Все потихонечку раскачивались, проверяя наличие действующих частей тела, ноги предательски ныли и отказывались слушаться. Надо было собираться в обратный путь. А вокруг тишина, облака, висящие так низко, что кажется можно их потрогать руками и горы, почти самые их вершины и…. так близко. Любуюсь…….

Позавтракали, как же вкусна пища с костра. В этот раз топили снег, и для каши, и для чая, никогда не ела таким образом. Собрались, наученные вчерашним опытом, обмундировались получше, теми подручными средствами, что были. Пакеты на ноги потом в ботинки, сверху пакеты вокруг ног и скотчем к ботинкам, получились некие непромокаемые гетры, клево! Со стороны, наверное, зрелище было, что надо! Чтобы рюкзак был легче, из него я выложила, мыльницу, моток веревки, туристический ножик, который не резал, борьба шла на граммы, хотя мой рюкзак был самый легкий из всех. Вышли. Обратный путь на удивление, как обычно бывает, был гораздо легче. Привалов было мало, и они были незначительными по времени. Поэтому дошли без потерь и достаточно активно передвигая ноги, правда они все равно, промокли не смотря на все наши усилия, но не замерзли. Это была наша маленькая победа, по крайней мере для меня. А ведь поначалу для меня этот поход представлялся, как прогулка по альпийским лугам, где я собиралась выкапывать луковицы цветов.

Правда двое из наших рядов, все-таки уехали домой, Борис и Наташа. Если честно, и у меня тоже была такая мысль, но природное упрямство и коллективное чувство не дало мне это сделать. Чему я очень теперь рада.

Спустившись в озеру Рица, мы нашли недалеко в лесу место стояки, разбили лагерь, и все по плану. Сушка мокрых вещей, сбор дров, готовка пищи. Всегда рядом с нами были собаки, их там много везде. Ребята сходили в трактир, вниз к озеру, и к ужину у нас был вкусный местный сыр и вяленное мясо, это было сказочно вкусно и еще вино, оно бесподобно. Вечер нам немного подпортил дождик, который не дал досушить наши вещи и обувь. Он то начинался, то стихал. В итоге мы вынуждены были разойтись по палаткам, дабы не промокнуть насквозь. Эта ночь была самой теплой. Не знаю по погоде или оттого, что мы нашу девичью палатку лапником обложили со всех сторон, и палатку им выстелили. Да, еще мы раскрыли наши спальники и спали, укрывшись им, плотно прижавшись друг к дружке, ночью пришлось снять с себя массу вещей, было жарко.

09.04.2014.

Утро. Все по плану. Завтрак, сборы и вперед. Все сырое, всю ночь поливал дождь. Вещи и палатки увеличились в весе, обувь полусырая. Так не хотелось в нее влезать, поэтому мы с Олей Егоровой сходили в трактир, попросить пакеты, наша неотъемлемая часть обмундирования для обуви. Народ очень дружелюбный в Абхазии, пакеты нашли и дали, и по полстаканчика чачи налили, отказываться не удобно было, дабы не обидеть, пришлось усугубить, с самого утра, жесть. Обратно шли напевали, глаза блестели, внутри было тепло и хорошо. Наш Мухтар, рано утром прорвав оцепление стаи с боем добрался до нас, уведя 2 собак из стаи и уже чувствовал себя полноправным членом данной территории. Сегодня мы идем на озеро (Малая Рица — горное озеро, расположенное в Абхазии, к востоку от Гагрского хребта в бассейне реки Юпшара в 5 километрах западнее озера Большая Рица и выше на 365 м по абсолютным отметкам над уровнем моря. Озеро расположено у подножия горы Пшегишхва (2217 м) на высоте 1235 м). Идем на легке, рюкзаки прячем в кусты. Честно говоря, я себе вообще плохо представляю, как бы мы туда вскарабкались с нашей поклажей.

Подъем очень крутой, по моим подсчетам градусов 55-65%. Ловлю себя на мысли, что ненавижу такие подъемы. Тяжело дается, дыхание сбивается, опять кажется, что умираю, тащусь, как всегда в последних рядах, инструктор Валера Углов идет рядом, помогает. А наши «горные козлики» где-то там впереди, ведь есть же силы у людей, завидую белой завистью, но ползу, дыша, как паровоз, кажется нет конца и краю этому подъему. Ну вот опять и снег, давно не виделись. Правда теперь мы были к этому готовы. Опять подъем и завалы, кусты и растения очень напоминающие лианы. Здесь мне было полегче, вспомнив детство и лазанье по деревьям, я воспряла духом, даже смогла помочь девчонкам, в общем взаимовыручка у нас была на высоте. Присматривали друг за другом. Лесные кущи походили на чащобу, когда смотришь вниз, откуда прилезли, сразу мысль, а ведь нам туда надо будет и спуститься, дух захватывало.

Мы немного сбились с тропы. Было не страшно. Правда про медведей вспоминали и изредка озирались по сторонам. Собаки шли с нами. Тропа найдена, мы немного блуканули. Снегу много, идем. Наконец-то вот и озеро. В окружении гор и облаков, закованное в лед, сверкает, глазам больно, достаю очки. Облачная дымка, как по мановению волшебной палочки, рассеивается обнажая горы вокруг озера. Красиво. Мы дошли, мы увидели. Памятный кадр и надо возвращаться. Сегодня нас ждет еще дорога к Юпшарскому ущелью, 12 км. Эта мысль не дает мне покоя, хочется воспользоваться лазейкой, доехать на попутке. Спуск был легче, обнаружилась тропа более пологая, это порадовало. Внизу, общий сбор, перекус. Клеем, распухшие, натоптанные пальцы. Кажется, ботинки сырые, но тепло. Девчонки переодели свои кроссы и кеды на сухие. Бутерброды с паштетом, холодный чай, презентованный лимонад - все идет с лихвой, аппетит есть и это хорошо. Про собак не забываем, подкармливаем.

Время. Надо идти дальше. Опять недобрым взглядом смотрю на свой рюкзак, вот прицепился. Заходим на смотровую около озера Рица. Прощальный взгляд на спокойную бирюзовую гладь озера, памятный кадр с мохнатым орлом, сделанным из коровьих шкур.

Двигаем дальше. Я, как всегда крайняя, ноги идут отдельно от меня, я им больше не хозяйка. В голове одна мысль, не смогу, не дойду. Валера Углов идет рядом, он замыкающий и всегда присматривает за отстающими. Выражение моего лица протестующее, идти не хочу, это заметно. Первые полтора километра иду через силу. Разговариваем с Валерой обо всем. Как-то неожиданно замечаю, что иду, и уже не так тяжело, наверное - это второе или очередное дыхание открылось. Вот по истине неисчерпаемы человеческие возможности. За разговором и не заметила, как протопали большую часть пути. Вокруг красота опять начала поражать своими видами, наслаждение для глаз и души. Вот жизнь опять налаживается, все хорошо. Дошли до лесистого участка около дороги, все ветки которого покрыты мхом, как в сказке, правда сыровато, рядам шумит река, решили, что ночевать будем здесь. Разбили лагерь, палатки сырые, неприятно. Костер из сырых дров горит, как ни странно. Ужин на подходе. Ребята молодцы, справлялись сами, иногда даже было стыдно за нас, девчат. Болтаем, делимся впечатлениями, пытаемся просушить обувь, одежду. Темнеет расходится неохота, слушаем Артура Каримбаева о приключениях в прошедших походах, безумно интересно. Сушим внутри ботинки горячими камнями, отличный способ. В этот день мы прошли около 24 км, аппетит у многих хороший, поэтому пришлось заваривать дополнительные «горячие кружки», вроде все сыты. Про пса не забываем, все честно по ложке из своей тарелки, подкармливаем. Ночь была прохладной.

10.04.14.

Утро было странным, для меня. Глаза слишком опухли и собрать их в фокус долго не представлялось возможным. Было ощущение, что я улитка «Герри» из мультика. Ну да ладно. Завтрак, как всегда был вкусным, макароны с тушенкой, кофе со сгущенкой и печеньем. Мечта. Собрались и небольшой бросок по трассе, даже не вспомню сколько, наверное, наше любимое расстояние 12 км. Около поворота на Гегский водопад спрятали наши рюкзаки в кустах у дороги и на легке, вверх, к Гегскому водопаду, (он же Черкесский водопад) — водопад в Абхазии высотой около 70 метров (по другим данным 50-55 м).

Расположен в северных отрогах Гагрского хребта на высоте 530 метров над уровнем моря, в борту долины реки Гега, в 6 километрах от места её слияния с рекой Юпшара).

Погода была замечательная: солнышко, голубое небо. По дороге видели каскады Гегского водопада, обрывы, цветущие поляны и деревья, местных жителей, собирающих черемшу. Дорога не доставила много хлопот, шли не спеша, время было. Наслаждались горными видами и солнечными ваннами. Гегский водопад произвел впечатление. Зрелище неординарное и завораживающие. Из расщелины скал мощным потоком бьет вода, рассыпая водяную пыль далеко вокруг. Это надо видеть, словами не высказать.

По возвращении с водопада за нами пришла машина, с нашим водителем, который вез нас туда. Забавный мужчина, много знает интересных фактов, правда некоторые из них приукрашены до разряда баек. Печальный момент, наш Мухтар бежал за машиной некоторое время, потом остановился и мы очень надеемся, что он вернулся обратно, на Рицу.

По дороге остановились на пасеке, купили горный мед, попробовали вино и горячительные местные напитки, некоторые их приобрели. Заехали на подвесной мост. Наш пункт назначения был Новый Афон. Выгрузили нас около магазинов, сразу захотелось купить какую-то «гадость», типа чипсов. В общем отоварясь немного, кто чем пожелал, отправились до стоянки. Сегодня мы ночуем на море. И вот оно море, море…..Расположившись на ступеньках ведущих к морю, мы достали провиант и подкрепились, чуть, чуть (батончик хлеба, батончик колбаски, батончик, сыра, мяско, фрукты, сок). К нам подъехали местные, по вопросу оплаты за ночевку на море, но наш инструктор уже договорился с полицией, что стоим около их участка. Разбили лагерь, наконец-то сырые палатки подсохнут, ветер солнышко, тепло. Всем хотелось привести себя немножечко в порядок. Ребята полезли в море купаться, это было круто, вода холодная, градусов 10-12. Девочки не решились на море, но были озадачены проблемой помывкой головы. Немного поразмышляв, приняли решение, уже имея некий опыт в борьбе с трудностями, вымыть голову под струей холодной воды бившей рядом. Какое это было счастье – чистые волосы. Вечер прошел замечательно, около костра, за разговорами, за бутылочкой абхазского вина, было кое-что и покрепче, но все в меру и конечно, вкусный, превкусный ужин, приготовленный нашими совместными усилиями. Ночь прошла спокойно, правда собака кашляла где-то рядом.

11.04.14г. Утро, сборы, завтрак. Мы дежурные с Олей Егоровой. В кое-то веки, а так, нас баловали. Подъем в 6.30, хотели снять восход, но облачка не дали нам такой возможности. Заботливо оставленный уголек в костре Артуром Каримбаевым, встававшим ночью, дал нам возможность развести быстро огонь, с помощью веток пальмы. Гречка с тушенкой пошла на ура, впрочем, как и всегда. Затем было интервью на камнях у моря, наш оператор Андрей Шикунов снимал о нашем походе фильм, так, что мы войдем в историю. Вообще поразительно, столько у него было всякой техники с собой, и сколько это весило, не представляю, но он еще успевал бегом обогнать нашу группу, и с разных сторон поснимать, и в гору и с горы, всегда в первых рядах.

Оставив рюкзаки в полицейском участке, мы отправились в Ново-Афонский монастырь (Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь — мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) (Констанинопольского Патриархата) при участии российского императора Александра III. 11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. С 15 мая 2011 году монастырь является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».
Мы посетили Ново-Афонский Приморский парк (Монахи, основавшие Новоафонский монастырь, разбили у подножия горы красивый парк. В 1880 году на территории парка было вырыто 7 прудов, питаемых водами реки Псырцхи. Максимальная глубина прудов - 1,5 метра, дно и стены выложены каменной плиткой. Вода в прудах кристально чистая, проточная. В своё время, монахи разводили здесь для нужд братии
карпов, карасей, кефаль.

Вокруг прудов монахами Новоафонского монастыря были посажены тополя, плакучие ивы и пальмы, над прудами были сооружены арочные мосты.
Новоафонский Приморский парк был открыт для посещения в 1910 году, к приезду
царской семьи.

В юго-восточной части Приморского парка, у самой дороги, расположена небольшая часовня, построенная в память о посещении в 1888 году Нового Афона императором Александром III и императрицы Марии Федоровны, которые прибыли на церемонию освящения главного престола соборного храма Новоафонского монастыря. Тропа, по которой царь прошел от морского причала до монастыря, была названа «Царской аллеей». Вдоль неё монахи посадили кипарисы).
Опять наверх, но было уже все равно, ноги слушались уже, болели очень, но шли.

Мы посетили келью грот св. апостола Симона Канонита (В ущелье Псырцхи находится одно из часто посещаемых паломниками и туристами мест Нового Афона. Это грот святого великомученика Симона Кананита. Путь к пещере апостола начинается у древнего храма IX-X вв. Тропа проходит мимо искусственного водопада и небольшого запруженного озера. По пути можно встретить несколько христианских святынь: это источник со святой водой, омовение в котором, как гласит предание, излечивает от всех недугов; небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола; горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови». Считается, что путника ждет удача, если он наугад вытащит из углубления с водой обагренный камешек).

Дальше наш путь лежал на Иверскую гору (Иверская гора — гора в Новом Афоне, высотой 344 м. На вершине горы находятся развалины Анакопийской крепости, в недрах горы находится знаменитая Новоафонская пещера. Анакопийская крепость — оборонительное сооружение, наиболее полно сохранившеся древнее укрепление на территории Абхазии. Анакопия - древняя столица княжества Абазгия и (до 806) Абхазского царства).
Насладившись видом с самого верха Иверской горы, мы осмотрели окрестности, испили воды из колодца, сфотографировались на память и по прошествии некоторого времени двинулись в обратный путь. Солнце палило в этот день сильно, особо бледные, типа меня, подгорели. По дороге вниз, закупили горячительных напитков местного самодельного производства, в презент домой и сувениров в сувенирных лавках. И конечно завернули в местное кафе, где отведали форель, абхазского вина, хачапури и насладились трапезой и приятным обществом друг друга. Недолгая прогулка до полицейского участка, где ожидали нас рюкзаки, недолгое ожидание микроавтобуса, правда ребята еще успели искупаться, и вот мы уже грузимся и двигаемся в сторону Абхазской граница, а затем кто в аэропорт, кто на ж/д вокзал, и домой.

В начале пути я так, об этом мечтала, сейчас грустно расставаться, мы отличная команда, так показало время и обстоятельства в которых мы побывали. У нас отличные инструкторы. Просто замечательные. С ними было спокойно и надежно.

Сейчас, когда все трудности позади, и я могу объективно изложить свои впечатления на бумаге, хочу сказать, что это было удивительное и познавательное путешествие. Проверка себя на прочность, взаимодействие друг с другом, решение коллективом возникших проблем. Спасибо всем ребятам, нашей группы: Андрею Шикунову, Лере Семеновой, Ольге Егоровой, Сергею Васькову, Губовому Григорию, Камаеву Тимофею, Чехомову Виктору и конечно нашим инструкторам Артуру Каримбаеву и Валерию Углову. Спасибо обстоятельствам, которые свели нас вместе.

Хотите принять участие в этом походе? Подробности здесь