Подробный отзыв участника экспедиции по Сахаре Михаила Мирошниченко, октябрь 2015г

Эксклюзив
Ноябрь 2015 года
Инструктор: Дмитрий Алёшкин
Марокко
См. все

Началось все с того, что за полгода до описываемых событий я нашел компанию, которая занимается проведением курсов выживания в дикой природе. Пройдя один из них, я ближе познакомился с организаторами, и оказалось, что они также делают множество интересных нестандартных походов и в том числе экспедиций. Ближайшей была двухнедельная поездка в Марокко с целью пройти караваном по древнему пути доставки рабов из западной Африки в Европу по пустыне Сахара. Заявку на участие я отправил почти не задумываясь.

Итак, билеты куплены, снаряга собрана и приключение начинается!

День 1 (10 октября)

После перелета с трехчасовой стыковкой в Париже я, наконец, в Марокко. Этим же рейсом летели еще трое участников, с остальными предстояло встретиться в отеле. Всего нас должно было быть восемь человек, включая руководителя экспедиции Диму. Доехать до отеля можно было из аэропорта на поезде до центрального вокзала Casa Voyageurs за 40 дирхамов. Оттуда две минуты пешком до нашей гостиницы Ibis. Но ждать поезд почти час было неохота, поэтому, поменяв валюту, мы взяли такси за 300 дирхамов и через 20 минут были у дверей отеля.

Отметив приезд холодным пивом, уставшие с дороги, отправились спать.

День 2 (11 октября)

Этот день нам вновь предстояло провести в пути. Нужно было добраться поездом до города Фес, где планировалось провести сутки в самой большой в мире медине - старой средневековой части города, где запрещено автомобильное движение.

Позавтракав в кафешке рядом с отелем, мы отправились на вокзал. Поезд задержался минут на пятнадцать. Мы втиснулись в него со своими рюкзаками, кое-как нашли места и тронулись в путь. Ехали долго, приблизительно часов пять. Поезд шел со всеми остановками, и народу на станциях набивалось прилично. Вернувшись после перекура в тамбуре, можно было вполне обнаружить на своем месте арабского деда и стоять в проходе до его остановки. Наконец, конечная! Хватаем на привокзальной площади пару такси по 50 дирхам и едем к Bab Boujloud - главным воротам медины.

Медина Феса - это огромный город-базар, раскинувшийся на несколько квадратных километров, где люди живут также как и их предки несколько веков назад. Разве что в нынешнее время здесь можно купить Кока-Колу.

На прошедшего через главные ворота обрушивается непередаваемый букет восточных ароматов, лотки продавцов ломятся от овощей, фруктов, специй и маринадов. Повсюду продают огромное разнообразие изделий из кожи, которую обрабатывают здесь же, в медине.

Наш гостевой дом располагался неподалеку от центральных ворот, хотя больше он напоминал какой-то небольшой храм с мозаикой на стенах и цветными витражами. Проголодавшись с дороги, быстренько кинули вещи и отправились обедать в ближайший ресторанчик. Национальные марокканские блюда - тажин и чечевичный суп. Ну и кебабы, конечно, куда ж без них? Все очень вкусно и аппетитно. Пообедав, решили найти свежевыжатый гранатовый сок, благо из окна поезда эти фрукты были видны в изобилии. Сок нашелся возле главных ворот и бедный тщедушный дедушка, отжимавший его на примитивной механической выжималке, был до полусмерти замучен нашей компанией. Пополнив запасы витаминов, пора было готовиться к вечерней программе.

Часть группы отправилась закупать закуски, фрукты и прочую снедь на многочисленных прилавках старого города. В результате мы очень недурно посидели на крыше нашего геста, откуда открывался великолепный вид на вечернюю медину. Однако закуски закусками, но перед сном захотелось отведать еще чего-нибудь вкусненького и мы двинули за кебабами. По пути встретили араба, чем то похожего на Боба Марли, который пригласил нас к себе послушать местную национальную музыку. На уютном чердаке собралось два десятка человек, слушавших трех колоритных растаманов, игравших местную разновидность регги. В этом полуподпольном заведении оказалось и пиво, и вино, и кальян - прекрасное завершение вечера...

День 3 (12 октября)

Сегодня нам предстоял крайний день в пути перед встречей с Сахарой, но перед этим мы решили более подробно ознакомиться с мединой. После раннего завтрака наша группа выдвинулась вниз. Дело в том, что старый город стоит на наклонной плоскости, в нижней точке которой течет река. Туда стекают все осадки и нечистоты с верхних уровней. По пути зашли на старинную фабрику по изготовлению кожи, где все делается по технологиям прошлых столетий. Сейчас эта фабрика на реконструкции, она была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО и были выделены средства на ее восстановление. Вообще, продажа изготовленных вручную изделий из кожи занимает львиную долю бизнеса в медине. Здесь настоящий рай для любителей хэндмейда. После фабрики мы спустились к реке, где сейчас началось строительство нового современного микрорайона, ну а пока еще можно вдохнуть "ароматы" городских отходов. Но истинный праздник обоняния ждал нас на действующей кожедельне, куда мы зашли на обратном пути. Она поменьше той, что на реконструкции, но технология и суть та же. Запахи там такие, что на входе стоит специальный человек, выдающий листья мяты, чтобы перебивать «аромат».

После прогулки пора было покидать Фес и ехать в Эррашидию. Нам предоставили почти новый микроавтобус.

Прибыли на место. Встретились с нашим проводником.  До места ночевки надо ехать еще 50 км. На такси здесь ездят по 6 человек, так что мы как раз утрамбовались в две машины. В гестхаусе нас встретили, вкусно накормили. Мы приняли последний перед пустыней душ и легли спать.

День 4 (13 октября)

Сегодня, наконец, начинается наш многодневный поход через пустыню. Позавтракав, выехали из отеля, через три километра в деревушке закупились водой и материей для балдахинов, еще через пять встретились с караваном и в 11.50 вышли на маршрут. Караван состоял из семи верблюдов, проводника и двух его помощников. Пять животных везли запасы еды, воды и наши вещи, а два верблюда предназначались для езды тех, кто устал идти пешком.

Знакомство с пустыней началось с огромной каменистой степи, раскинувшейся на десятки километров вокруг. Дул свежий северный ветер, поэтому жара в 35 градусов фактически не ощущалась. Правда донимало большое количество мух, они преследовали нас весь поход и успели основательно надоесть. В этот день мы шли до 17.30 и с непривычки все сильно подустали. Лагерь разбили в первых попавшихся песках - русле высохшей реки.

Первая ночь запомнилась невероятным количеством звезд, яркой лентой млечного пути, а также почти полной бессонницей - вырванный из духоты городов организм не мог сразу адаптироваться к новым условиям. Также выяснилось, что верблюды ночью не спят, они жрут, причем зачастую чавкая чуть не над самым ухом.

День 5 (14 октября)

Второй день похода выдался халявный - прошли не более 10 км. К моменту, как встали лагерем на ночь ветер усилился. Я решил принять гигиенические процедуры, включавшие поливание водой, что на таком ветру оказалось чревато - ночью потекло из носа и прихватило горло.

День 6 (15 октября)

Утро выдалось тяжелым. Две бессонные ночи, приправленные свалившейся простудой, привели организм в состояние капитального упадка. Оказалось, что ветер обработал не одного меня - со схожими симптомами проснулось 6 человек из группы. Собирая аптечку для пустыни, я решил, что основные напасти - это возможные расстройства желудка, термические ожоги и мозоли. Не предполагая простудных заболеваний в такую жару никаких нужных лекарств я не взял. Выручила нас одна из участниц, медик по образованию, у нее была с собой аптечка на все случаи жизни. Позавтракали, съели пилюли и вышли в путь. Этот день оказался для меня самым тяжелым, все ломило и болело, плелся я в самом конце и до обеденного привала еле дополз. Рядом с местом отдыха обнаружился колодец, мужики ушли мыться, а я не рискнул.

Пока обедали небо подзатянуло облаками и вечерний переход дался легче.

Перед ужином ели лук и чеснок из Диминых запасов для скорейшего выздоровления.

После ужина как обычно сели играть в Uno - забавную карточную игру, неплохо убивавшую время перед сном. К сожалению, обычных игральных карт ни у кого не нашлось, поэтому приходилось ограничиваться единственным этим развлечением. Вообще, надо было брать с собой больше печатной литературы, т.к. все электронные устройства, даже при наличии пауэрбанков и солнечных батарей, не могли обеспечить постоянную многочасовую работу в условиях отсутствия электричества.

Перед сном я провел более ответственную подготовку спального места - выровнял площадку и сделал анатомические изгибы из песка. Несмотря на кажущуюся мягкость, песок не принимает под ковриком форму тела и если не подготовить площадку, то спать очень неудобно. Данные приготовления вкупе с общим утомлением сделали свое дело - ночь я проспал, как убитый.

День 7 (16 октября)

Сегодня мы должны прийти в ту Сахару, которую большинство людей знает по картинкам - высокие красивые песчаные дюны с вкраплениями островков зелени.

Принятые накануне лекарства и полноценный сон сделали свое дело - утром от простуды остались лишь небольшие остаточные явления. К обеду мы подошли к дюнам Эрг Шебби. Да уж, впечатляет! Это уже не та унылая каменистая степь, что занимает более 90% пустыни, а те самые картинки, которые печатают в журналах и рекламных плакатах, изображающих Сахару. Горы песка высотой с многоэтажный дом с причудливыми гребнями и насыпями образуют фантастический пейзаж. Хорошо, что аккумулятор фотоаппарата полностью заряжен.

После привала большая часть группы отправилась на покорение самой высокой дюны около трехсот метров высотой, а остальные вместе с караваном ушли к месту ночевки. Карабкаться по песку оказалось не так уж и легко, поэтому на путь до вершины ушло больше часа. Но это, безусловно, стоило того - с высоты нам открылся великолепный вид на дюны. Для полного счастья не хватало сэндборда, чтобы с ветерком скатиться вниз, как в Альпах. Но доски нет, поэтому внизсбегаем на своих двоих. Под конец я решил эффектно прыгнуть задницей в песок, и на себе почувствовал разницу между ним и снегом - копчик болел потом недели две.

Ночью опять поднялся ветер, задувавший песок в спальники и рюкзаки, над ухом громко чавкали верблюды - стандартная пустынная ночь.

День 8 (17 октября)

В этот день предстоял путь через дюны, выход на равнину и обед в деревне. А вечером ночевка в палаточном лагере с душем. Через несколько часов пути через пески мы вышли к небольшому оазису, где смогли полчаса передохнуть и даже испить холодной колы и фанты! Тут я подумал, что до чего же грамотно составлен маршрут - как только отсутствие элементарных благ начинает психологически давить - сразу инъекция цивилизации в виде колы и душа. Но оказалось самое интересное ждало нас впереди. Выйдя, наконец, из дюн и отобедав в деревушке неподалеку от оазиса, наша группа вышла на последний на сегодня переход до лагеря. Пройти по расчетам предстояло в районе 18 км., что равносильно примерно трем с небольшим часам хода. Вышли в 16.30 и в принципе до захода вполне укладывались. Однако, тут стоит сделать оговорку, что основы геометрии местным проводникам неведомы и кратчайшим расстоянием между двумя точками для них является не прямая, а некая кривая в заданном направлении. Поэтому накрутить пару лишних километров это вообще не вопрос. В общем, пройдя 9 км до перевала и перейдя на другую сторону возвышенности, мы увидели вдалеке еще одни дюны, возле которых должен был располагаться наш лагерь. Заход поджимал, поэтому мы налегали как могли. Но все равно немного не успели. Последний километр пришлось идти с фонарями. А дальше началось самое интересное. Наш главный проводник, звали его Хишам, входит в дюны, за ним три верблюда, на которых едут те, кто притомился идти пешком. Вокруг этого каравана вся группа. Метрах в ста за нами его помощник ведет еще четырех животных, на которых все наши рюкзаки, вода и прочая поклажа. Честно говоря, опять идти по дюнам очень не хотелось, т.к. сил это отнимает достаточно много, а прошли уже сегодня будь здоров и все устали. Но веря, что лагерь здесь где то близко, мы из последних сил поплелись за Хишамом. Вскоре мы действительно увидели лагерь, он был освещен и выглядел крайне уютно. Уже настроившись на долгожданный отдых и, возможно, повторение прохладительных напитков, с улыбками на лицах мы шли вдоль его забора. Какого же было наше разочарование, когда проводник, не моргнув глазом, прошел дальше. Через полчаса ситуация повторилась со следующим лагерем. На языке у всех вертелись не самые благопристойные слова. Дальше начался какой-то трэш - мы шли все дальше в ночь по дюнам, обессиленные, шквалистый ветер бросал в лицо килограммы песка, луна оказывалась то слева, то справа, а никакого огонька или другого намека на лагерь не было и в помине. Дополнялась вся картина тем, что мне пришлось еще тащить в руках пластиковый тазик для салата веселой расцветки, который упал с верблюда. Второго каравана с нашими вещами нигде не наблюдалось. Стало понятно, что мы заблудились без воды и снаряжения, сами лагерь разбить не можем, и найти место назначения тоже не получается. В общем, все уселись на землю, а наш руководитель отправился изучить окрестности и выяснить, где же мы в результате находимся. Вот тебе и кока-кола с душем...

Через минут 20 томительного ожидания вдалеке показался какой-то свет, он стремительно приближался и вскоре возле нас тормознули ребята на мотоцикле. Оказалось, что это знакомые Хишама, которые ждали нас в лагере, а когда стемнело отправились на поиски. Ну наконец-то...

Словно зомби, мы добрели до лагеря, еле дождались ужина и рухнули спать. Из тех, кто шел весь маршрут пешком до душа не добрался никто...

День 9 ( 18 октября )

В награду за вчерашние испытания, сегодня решено было устроить день отдыха, чтобы все успели вдоволь намыться, настираться и отдохнуть. Но несмотря на вроде бы свалившееся счастье, целый день бездельничать оказалось не намного легче, чем идти. Развлечений было всего два, которыми все и пользовались - ели и спали. Вечером подали королевский ужин - вместо привычного кус-куса с овощами были салат, курица и фрукты на десерт.

День 10 (19 октября)

После вчерашнего расслабона все ожидали какого-нибудь трэша, типа 45-ти километрового променада, тем более, что накануне проводники были пороты руководителем экспедиции за то, что слишком поздно выходим. В результате, вместо привычных 11.00 вышли в 9.30

Через три с небольшим часа пути впереди показались развалины деревни, где решено было остановиться на обед. Но внезапно Дима сказал, что здесь мы и останемся ночевать, т.к. место интересное. Оказывается, этой деревне чуть ли не 4 тысячи лет и в свое время она служила важным пунктом древнего караванного пути. В центре был колодец, но купаться никто не стал, т.к. дул весьма прохладный ветер. На возвышении уцелел единственный дом с крышей и там стараниями наших проводников был обустроен очень уютный очаг. Ковры и свечи превратили его в какое-то прибежище контрабандистов. Я, правда, ночевал не со всеми, а в доме неподалеку. Он был без крыши, поэтому там всю ночь зловеще завывал ветер, а за стеной еще и кладбище оказалось. В общем, веселую я там ночку провел.

День 11 (20 октября)

Утро, мухи - все как обычно. Насчет мух это вообще отдельная песня - на все 11 дней в пустыне они стали нашими неразлучными "друзьями". Они вставали с нами, ложились с нами, ели и пили, и даже ходили по делам. Они были как солнце - появлялись утром и исчезали вечером, но от солнца иногда хотя бы защищали облака, от этих же тварей спасения не было никакого. Мы валили их десятками, но толку было как от козла молока. Под конец маршрута мы старались их просто не замечать.

Собственно, сам день чем-то необычным не запомнился - стандартные два перехода по три часа, дюжина партий в Uno - и спать. Ветер вроде поутих и в спальник, наконец, перестало надувать по килограмму песка.

День 12  (21 октября)

Проснувшись от ставшего привычным жужжания, я обнаружил висящую на кусте одежду мокрой. Оказалось, ночью выпала роса. Дожили - погода уже, как в Подмосковье где-нибудь в июле. Брюки одел другие, а вот рубашка одна, поэтому с мерзостным выражением лица пришлось ее на себя натягивать.

Погода сегодня вообще радует - ветер, до этого постоянно дувший в морду лица и ощутимо мешавший идти, почти утих, а небо подзатянули облака, создав крайне комфортные условия для передвижения. Вообще, ощущение, что ты в пустыне у меня были первые 2-3 дня, дальше погода нас баловала достаточно тепличными условиями - температура 25-30 градусов, освежающий ветерок и облака.

В общем, сделали 2 перехода, всего километров 27 примерно, и остановились на ночлег вблизи развалин старой крепости. На подходе случился забавный случай - я, Дима и еще двое, кто вырвался вперед каравана, сидим на краю колодца рядом с крепостью. Тут из-за дюн появляется сначала Хишам с тремя верблюдами, а немного погодя за ним выходит самый невозмутимый наш участник, ведущий на веревке еще одного. На наши удивленные вопросы он невозмутимо ответил, что у Хишама он потерялся, а он подобрал. Возле крепости был колодец с чистой проточной водой и принятие душа после трех дней пути показалось чем то райским.

День 13 (22 октября)

Вот и наступил наш последний день в пустыне. Сегодня к вечеру мы должны выйти к берберской деревне, откуда завтра нас заберут машины в Уарзазад. Нельзя сказать, что мы не ждем этого момента - последние дни визуализации того, что мы будем делать, добравшись до цивилизации, занимают главенствующее место в разговорах. Со стороны может показаться, что 10 дней - это ниочем, но для неискушенного в таких путешествиях они кажутся вечностью. Сегодня нам предстоит пройти порядка 35 км - самый длинный переход за все время. И, словно желая испытать нас в последний раз, пустыня являет себя в своем истинном обличье - нет ни ветра, ни облаков, солнце раскаляет камни и наши головы. Мы идем по плато, раскинувшемуся на десятки километров вокруг, и кажется, будто оно не закончится никогда. Но, наконец, удается дойти до небольшой группы деревьев, в тени которых мы сможем пообедать и передохнуть. С космической скоростью отлавливаются и седлаются верблюды, Хишам заставляет всех, кто идет недостаточно быстро, сесть на них, ибо по его словам сейчас начнется переход "berber style". Что он имел ввиду, мы выяснять не стали, и вчетвером выдвинулись вперед. Через час, оглянувшись назад, увидели, что караван где то совсем еще далеко. Через минут сорок они почти нас догнали, верблюды разве что не летели за бодро шагающим Хишамом.

Пройдя три часа с момента привала стало ясно, что до темна нам не успеть. Помятуя недавние ночные блуждания оптимизма от этого никто не испытывал. Однообразное движение по камням успело всех достаточно утомить, а перспектива делать это в темноте вселяла уныние в каждого, кроме проводников. Но делать нечего, нужно идти. Яркий диск луны достаточно освещал дорогу и фонари можно было не включать. Пройдя еще порядка часа, мы вышли на дорогу. Где то рядом с ней должна была располагаться искомая деревушка - финиш нашей экспедиции. Но проблема была в том, что никто не знал, где именно. Обессиленные, мы расселись вдоль обочины, а Дима с Хишамом отправились с фонарями искать наше пристанище. Это был момент, когда услышать друг от друга доброе слово было фактически нереально. Команда была почти деморализована... Внезапно вдалеке появился какой-то сюрреалистичный грузовик, украшенный огнями, как новогодняя елка. И что еще более удивительно, что Диме с Хишамом удалось его тормознуть и выяснить, в какую сторону нам идти. Это, видимо, был такой пустынный Санта Клаус. Двинувшись в указанном направлении, через некоторое время Дима расслышал в темноте блеяние коз и вскоре перед нами проступили очертания приземистых строений. Это был конец.

Ну а дальше было знакомство с местными жителями, вкусный ужин и ночевка в колоритном берберском шатре.

Эпилог

Вот и закончилась наша основная часть экспедиции по пустыне. Впереди были еще две ночевки в Уарзазаде и Марракеше, и долгая дорога домой. В целом все получилось очень интересно и необычно, а мелкие неурядицы забывались на следующий же день. Главное, что вся команда дошла до финиша, хотя порой было очень нелегко. Главная ценность таких путешествий в том, что за долгое время в пути успеваешь разобраться, для чего это тебе надо и надо ли вообще. Ведь фактически увидеть то, что мы увидели за десять дней пути можно за пару дней на машине, как это делает большинство туристов, приезжающих в Сахару. Увидеть, но не прочувствовать. Понять, как жили и живут кочевники пустыни можно только вот так, испытав на своей шкуре. И запомнится такое путешествие гораздо сильнее, чем беглый взгляд из окна джипа. Поэтому советую всем, кто любит познавать мир в поездках, хотя бы раз побывать в настоящей экспедиции.

Ну и в конце позволю себе дать несколько советов тем, кто отважится на многодневное пешее путешествие по пустыне:

1. Снаряжение и одежда. Для похода желательно иметь две пары брюк и рубашек с длинным рукавом. Футболки в пустыне не нужны, достаточно пары для города. Ботинки желательны легкие, высокие и хорошо вентелируемые, поэтому лучше, если они будут без мембраны. Из того, что продается у нас, я выбрал пустынные ботинки Aku и не разу не пожалел - ноги в них отлично дышат и за время похода я не натер ни одной мозоли. Носки и нижнее белье я брал из материала Coolmax - кожа отлично дышала и все было сухое. Носки были той же фирмы, что и ботинки, нижнее белье - Under Armour, заказывал через E-Bay. Флягу для воды желательно иметь не менее 1,5 литра, я брал двухлитровую. Сетка на лицо от мух будет нелишней, я очень жалел, что у меня ее не было. Для зарядки устройств очень кстати будет солнечная батарея, благо этой энергии в пустыне в избытке.

2. Аптечка. Как я уже писал, помимо лекарств от расстройства желудка, ожогов и мозолей ( которые мне так и не пригодились ) обязательно стоит иметь с собой средства от простуды, т.к. жара и ветер с легкостью ее вызывают. Также полезны будут средства для очистки воды, например марганцовка. При желании можно взять что-нибудь из снотворного, т.к. в первые ночи заснуть получалось мало у кого. Для восстановления я брал витамины и изотонический порошок.

3. Лайфхаки. Здесь я дам один, но на мой взгляд очень важный совет - не ленитесь потратить 15 минут для подготовки спального места. Ведь то, как вы отдохнете ночью напрямую будет влиять на ваши возможности на следующий день. Те, кто засыпает мгновенно и в любых условиях, могут это не читать, остальным крайне рекомендую. Во-первых, проанализируйте, откуда дует ветер и по возможности выберите укрытие, которое вас от него защитит. Спальник, полный песка, не добавит комфорта вашему сну. Во-вторых, если спать приходится на песке ( а так обычно и происходит ), то выровняйте площадку под коврик и сделайте анатомические изгибы под бедра и плечи. Это увеличивает комфорт просто на порядок и не придется просыпаться от того, что затекли мышцы.

Ну вот собственно на этом и все, надеюсь рассказ получился хотя бы немного интересным. Желаю всем путешественникам удачи и ярких незабываемых моментов!

Москва, октябрь 2015

Ознакомиться с программой экспедиции и оставить заявку вы можете ЗДЕСЬ