Экспедиция инструкторов Школы выживания Волчица в Бурятию в августе 2010 года

Походы
Октябрь 2010 года

Уже несколько лет инструкторы Школы выживания Волчица пытаются проложить маршрут для будущих экспедиций нашей школы через Восточные Саяны. Раньше они прокладывали свой путь с запада, через республику Тыва. В этом году они решили попробовать восточное направление, направившись к озеру Байкал. В городе Слюдянка, находящемся на южном берегу этого самого глубокого озера в мире, они выяснили, как можно заброситься к началу своего маршрута, в поселок Орлик. До него отсюда около 400 километров. Половина пути лежит по асфальтовой дороге, уходящей на запад к монгольской границе. В поселке Монды, что лежит на краю Саян, их путь свернул к северу, на грунтовку, петляющую по ущельям и перевалам. Через 153 километра пути она выводит к бурятскому поселку Орлик, жители которого, а их тут около 2000, в основном занимаются разведением крупного рогатого скота — коров и яков. Поселок этот — последняя возможность пополнить запас продовольствия, выйти на связь с друзьями и родственниками. Впереди только тайга, редкие охотничьи заимки, летние выпасы для скота.

Не успев начаться, экспедиция преподнесла первый сюрприз. В 10 километрах от поселка Орлик есть деревушка Балакта. По карте до нее рукой подать, да и дорога туда ведет. Во только находится она на другом берегу реки Ока, по-бурятски Аха. Шириной она больше ста метров. Глубиной до полутора — год этот выдался дождливым в восточной Сибири, все реки вздулись. А про течение и говорить не приходится, вот кругом горы. Так что вброд перейти ее, как уверяли местные можно было бы только осенью. А лучшее вообще дождаться зимы, когда лед встанет. Но ведь как-то местные ездят по этому маршруту, хотя бы в магазин. Да! Через Оку можно переехать на Урале или переплыть на резиновой лодке. Но где их взять? Нужно просто дождаться. Пройдя пару километров из Орлика до переправы, точнее до того места, где грунтовка попросту уходит под воду, наши инструкторы развели костер, согрели чай, просушились после сильнейшего ливня с градом, который их застал еще в поселке, и принялись дожидаться каких-либо признаков судоходства. Всего лишь через четыре часа послышался рев грузовика. Из-за ухабов меж лиственниц показался Урал, в кузове которого уже сидело несколько человек. Двое людей в камуфляже, а именно такая расцветка одежды является чуть ли не традиционной для большинства не городских районов нашей Родины, и только что сидевшие у костра в этой компании были не лишними.

В Балакте, что лежит уже на другой, впадающей в Оку, реке Тисе, мы (одним из этих инструкторов был я, автор сей заметки) оказались уже на закате, который в горах не терпит промедления. Ночевать в деревне, где наше появление вызвало неподдельный всеобщий интерес, совсем не хотелось, и мы направились дальше на запад, по грунтовке, проложенной вдоль северного берега Тисы и связывающей многочисленные пастбища и выгоны вдоль реки. Заночевать получилось на берегу насобирав для костра вынесенные рекой обломки деревьев, и соорудив в качестве укрытия импровизированную палатку из камуфлированного тента.

Наутро, преодолев чуть более 10 километров все по той же грунтовке, наконец-то оказавшись в лиственничном лесу, правда очень сильно прореженным благодаря близости к человеческому жилью, и отогревшись после холодной ночи, во время которой температура в последний летний меся была близка к нулю, нам снова повезло. Грохот Урала разнесся по тайге на многие километры. Нам лишь осталось дождаться его появления. Следующие 10 верст мы отмахали в кузове. За это время мы несколько раз бродировали реку, уровень воды в которой временами достигал капота грузовика. На многих участках водитель вообще двигался по руслу, не выезжая на берег. В итоге, оказались мы на противоположном, южном берегу Тисы. По этой стороне, сухой, не столь заболоченной как северная, грунтовка, а затем лошадиная тропа тянулась дальше на запад. Так что помимо лишних километров, которые нам не пришлось проходить, мы решили и еще одну проблему — переправу. Согласно нашей карте и рассказам и охотников, не повстречай мы этот Урал, то пришлось бы нам чуть ли не по шею залазать в ледяную воду, в том месте, где течение не столь сильное. Повезло так повезло.

Дальнейшее продвижение в течение следующей недели состояло из постоянного вымогания под дождем, который проливался с завидной постоянностью каждые три дни в течение 20-24 часов, просыхания на следующей день, борьбой с солнцем, жарой и многочисленной мошкой, также радующейся хорошей погоде, и снова дождем. В том случае, если осадки с неба начинали проливаться без всякого перерыва, превращая нас, одетых в плащ-палатки, в два хлюпающих баула с одеждой, то приходилось останавливаться и разбивать лагерь. Укрытие мы сооружали из тента, растягивая его на деревья. Тыльную стенку, укрывая головы от ветра, мы сооружали из плащ-палатки. Немного передохнув и переодевшись в относительно сухой комплект одежды, мы разводили костер. Не смотря на дождь и даже вымокший хворост, березовая береста, а благо это дерево растет и в Бурятии, делал свое ело. Мокрая, прямо под дождем, она прекрасно загоралась. Собрав ее в достаточном количестве и разведя костер только из нее, удавалось просушить и хворост, и небольшие лиственничные палки. Дальше дело шло и за дрова покрупнее, которые, хоть и были сырыми снаружи, внутри оставались сухими даже под сильным долговременным ливнем. Для приготовления пищи такой костер был вполне пригоден, а вот просушиться на нем было делом неблагодарным. Пока одна сторона просыхала у огня, другая мокла под дождем. Так что в такую погоду только и оставалось, что лежать под тентом, спать, набираться сил.

Большую часть времени пока мы двигались по грунтовой дороге, нам попадались отдельно стоящие бурятские хутора, где крестьяне живут целыми семьями, ухаживая все лето за своими стадами. Последнее из них мы повстречали при переправе через одну их горных речушек. Дабы не мочить ботинки, переходили мы ее босиком, вооружившись шестом. Благо глубина здесь была не более чем по колено. В тот момент, когда Игорь, второй инструктор, добрался до середины потока послышался гул, топот, земля затряслась, и из-за поворота показалось стадо яков. Животные, как и мы, явно не ожидало встретить здесь друг друга. Секундная пауза. Игорь, несмотря на течение и камни, быстрым шагом направился обратно к берегу, стараясь укрыться за деревьями. Яки, подгоняемые пастухом, нас еще не завидевшим, бросились в рассыпную. Нам только и оставалось, что прятаться за деревьями и дожидаться, когда все стадо переберется через реку.

Присутствие всякой хозяйственной деятельности прекратилось с первым перевалам. Никакая грунтовка перевалить через него не могла, а стало быть и выгонов дальше не было. Тут уже и лес стал «настоящим», без пеньков, и грибы, в основном в это время года маслята, пошли в изобилии, и следы диких животных: медведя, косули, барса, — стали попадаться все чаще и чаще.

Двигаясь выбранным нами маршрутом на запад заблудиться довольно сложно. С любой высокой точки видно, как пролегает русло реки. Беря свой исток в горах, на водоразделе Восточного Саяна, откуда уже в противоположную сторону стекает Енисей, Тиса по промытому за миллионы лет ущелью несет свои воды на восток, чтобы совершив несколько поворотов впасть севернее в Ангару, которая в свою очередь вливается в Енисей, а то доносит свои воды до Северно-Ледовитого океана. Так что направляясь в Туву только и остается, что следовать вверх по течению. Правда в этой экспедиции пересечь границы двух республик, что лежит по перевалы Саракты-Дабан, нам было не суждено. После очередной морозной ночи, когда температура упала до минус трех градусов, а до этого целый день шел дождь, мы проснулись под ярким жгучим горным солнцем. Вершины же всех окружающих нас гор были покрыты толстыми яркими снежными шапками. Судя по высоте снег лежал начиная с 2000 метров над уровнем моря, а именно на такой высоте лежат два перевала, которые предстоит пройти по пути в Туву. Кроме того по участку высокогорной тундры, окружающей исток Енисей — озеро Карабалык, или, по-русски, Черная рыба, идти предстояло несколько десятков километров, что означало и несколько ночевок в условиях, когда дров практически нет, температура минусовая и кругом лежит снег. К таким погодным условиям мы готовы не были. Пришлось поворачивать обратно.

На обратном пути торопиться было некуда, так что мы позволяли себе долгосрочные стоянки в наиболее живописных местах, на берегах озер, любуясь горными склонами, наполовину укрытыми снегом, из-под которого торчали каменные обломки — следы вулканической активности минувших дней. Из приключений, случившихся с нами при выходе к скотоводческим хуторам отмечу встречу с яком. Проходя по лугу, первому при выходе из тайги, рядом с грунтовкой мы увидели огромный черный обгорелый пень. По мере приближения этот пень все больше приобретал черты яка, которым в результате он и оказался. Сидел, именно сидел на задних ногах, он метрах в 20 от дороги. Никого больше в поле не было. Метрах в 300 отсюда протекла все та же Тиса, до леса оставалось почти столько же. Як смотрел на нас, мы старались делать вид, что нас он совершенно не интересует. Все шло хорошо до тех пор, пока мы не поравнялись с ним. Оказавшись на минимальной дистанции, бык ринулся на нас в атаку. На раздумья времени не было. Инстинктивно мы отпрыгнули в разные стороны, и животное, поведя головой то в одну, то в другую сторону, проскочило мимо. Дожидаться повторного нападения мы не стали и постарались как можно быстрее ретироваться в лес. Видимо, в этих краях у бурятов принято оставлять караулить свои лесные избы вместо собак таких вот диких яков. Ведь кроме него в округе не было ни одной живой души.

С обратной переправой через Тису нам тоже повезло. Отшагав несколько дней по грунтовке вдоль течения мы случайно увидели группу сплавщиков с катамараном, отдыхавших на нашем берегу. Ребята оказались из Красноярска. Они-то и перевезли нас на другой берег. Еще день пути о болотам и топям, и позади уже оказалась Балакта, и перед нами вновь раскинула свои воды Ока. Тут все оказалось до боли знакомо. Сперва Урал нам на встречу. Общение с бурятами, обязательное в этом случае (именно обязательное при встрече!!!) распитие бутылки водки. А потом часов 6 ожидания транспорта в нашу сторону. Вновь Урал, и мы перебираемся на сторону Орлика. Еще день, и мы едем на маршрутке в уже знакомую Слюдянку, после которой было несколько дней отдыха на берегу Великого Байкала и четыре ночи в поезде Иркутск-Москва.

Придет новое лето, и Школа выживания Волчица вновь организует экспедицию в южную Сибирь, в край дикой природы, где сходятся границы трех народов, трех республик — Бурятии, Тывы и Монголии, — в край мечты для настоящих любителей активного отдыха!

Хотите принять участие в этом походе? Подробности здесь