Путевые заметки Участницы Дарьи Бизюковой. Экспедиция в Бирму в январе 2016 года.

Эксклюзив
Февраль 2016 года
Инструктор: Дмитрий Алёшкин
Бирма
См. все

В первый день заехала в Пекин.

Первый шок: нереально огромный аэропорт...После паспортного контроля, чтобы забрать багаж, надо ехать на поезде! Две остановки!!!

В Пекине настоящая московская весна: температура около 0, солнце и зеленая травка, но ветер просто сдувает с ног.

Успела за несколько часов посмотреть Храм неба. За очень короткое время можно увидеть и почувствовать китайскую самобытность. Хотя и не до конца понятно КАК это на самом деле выглядело веков "-дцать" назад :)

Так же заглянула в китайский ресторан (ну как же без утки по - пекински? :))

И в завершении дня выпала возможность проехаться на метро. В подземке чисто, молодежь такая же как и у нас: войти первыми в вагон, сесть и... на следующей остановке выйти:)

Поскольку до Янгона я добралась уже поздней ночью первого дня, то на утро второго дня, естественно, в Шведагон!!!

В 5.45 мы вышли из отеля. Идти по утреннему городу приятно. Видно как постепенно просыпается город. Машин еще немного и можно спокойно передвигаться по проезжей части не опасаясь за жизнь:)))  К слову сказать, тротуар принадлежит торговкам и крысам размерами с кошку :)))

За пару часов, проведенных в Шведагоне, увидели как на глазах меняется Храм. Удивительно, в предрассветный час и на солнце он выглядит абсолютно разным.

Полили воду на голову своим Буддам (по дате рождения), погуляли вокруг и двинулись в отель на завтрак.

Город за это время стал совсем иным... Шло на ум единственное сравнение -  Гудящий улей. Но большим плюсом гудящего улия являлось полное отсутсвие гигантских крыс. :)

После завтрака посетили Национальный Музей. Следует заметить, что коллекция достаточна интересна и насчитывает большое количество экспонатов, но, судя по дыркам в стенах, этот музей явно знавал лучшие времена :)

Из экспонатов запомнились:

Медаль «Yebalo», а именно так звучит название в переводе с древнего местного Бирманского манускрипта на современный язык бирманцев без перевода на английский.

- Скульптуры мощных бирманских королей. К сожалению, ни одного местного, хотя бы приближённо похожего телосложения, мы не встречали :)

- фото развалин Sri ksetra, о которых нет ни слова в путеводителях, трон и многое другое.

Из истории первобытно - общинного строя были представлены те же самые экспонаты, что и в любом музее такого рода. После музея мы направились в колониальный центр Янгона.

Центр Янгона – это множество старых трех и пятиэтажных зданий, на верхних этажах которых растут деревья, кругом плесень, но все это выглядит симпатично :)

Запомнились здания Телеграфа и Полиции. Та же плесень, что на домах, построенных в колониальном стиле в центре Янгона, обходившихся без реставрации уже около 50- 60 лет.

Интересно было взглянуть на здания бывших Министерств, брошенных в конце 80-х годов сразу же после переноса столицы из Янгона. Часть зданий стоят с разбитыми окнами, а часть уже начинают кем - то использоваться…Мне это поразительным образом напомнило Царицыно во времена моей школьной юности в 90-х :)).

Затем мы дошли до пагоды buddha's first sacred hair relic pagoda botataung. Там во множестве ларцов хранятся 4(!!!) волоса Будды .

Пагода ничем от отличалась бы от множества других пагод, если бы не один монах…Он отловил нас и потащил кидать врученные нам и свернутые им же денюжки :)) Кидать предстояло в горшки на крутящемся барабане. Я попала сразу же, Дмитрий Алешкин чуть-чуть, но нет:))))

После деньговбрасывания нам сообщили, что мы lucky . Нам выдали серебряные стаканчик и повели по разным местам. Мы кого- то поливали водой, затем доливали и снова поливали. Вскоре стаканчик был заменен на пластиковый, затем подожгли свечи.

Монах уточнил сколько нам лет, с ‪#‎ДмитрийАлешкин решил, что они братья, а я .... На меня просто с подозрением смотрел:))) и естественно после окончания длительного ритуала поливания и поджигания нам сообщил, что он хочет пить кофе утром и есть рис, много риса ..... Помогли монаху…)))

Выйдя из пагоды мы решили, что время обеда уже проходит мимо и зашли в спорт - бар. Заказали по кружечке пива. Это был весь наш обед :))

Экзотики нам показалось мало и мы отправились на вокзал покататься на поездах.

Для туристов существует экскурсия «Поездка на круговой электричке вокруг Янгона», цена - 150$, включает в себя индивидуальное сопровождение с переводчиком и охранником (!!!).

Реальная стоимость поездки около 15 ЦЕНТОВ, очень старый японский поезд. Продавцы ходят по вагонам и предлагают купить фрукты. Скорость поезда около 7 км в час, если  идет чуть быстрее - то очень раскачиваются вагоны:))).

Дмитрий Алешкин поехал дальше встречать часть нашей группы в аэропорт. От станции до него около 2 км. А я вышла на окружное шоссе. Местные жители НИКОГДА не видели белых женщин :)) На меня смотрели все! А я, предварительно подробно изучив карту, шла быстрым и уверенным шагом, что ввергало окружающих местных жителей в еще больший ступор...

Дело шло к вечеру, ноги уже покинули меня. Подняв руку, я поймала такси и поехала в отель . Водитель долго и внимательно изучал визитку отеля. Важно кивнул, что означало «он знает куда ехать». По факту: мы 10 раз останавливались спросить где эта улица, где этот дом (привет, Царицыно моей юности :)) Через час нашли…

Как же отказать себе в удовольствии посмотреть на Шведагон в огнях ночного освещения…

После прекрасного зрелища пиво и спать :))

Третий день

Сегодня с утра основная часть нашей группы должна была за три часа посмотреть все то, что мы с #Дмитрий Алешкин увидели вчера, поэтому у меня было дополнительно три часа сна:))

После завтрака двинулись в путь. На микроавтобусе доехали до Баго, осмотрели сидящих будд (4 шт), любовались видами дороги,  посмотрели на 54- ти метровую статую  лежащего Будды и королевский, а вернее, княжеский Дворец. Дворцом, или даже копией, это можно назвать с большой натяжкой. В наличии был только фундамент и останки тиковых колонн. Все остальное дорисовало воображение бирманских рабочих :))) Выглядит супер! Аутентично :)))

Хочется отдельно отметить, что при посещении всех пагод надо снимать обувь, нельзя даже в носках, поэтому совет путешествующим: одевать шлепки:)))

Не захотев идти далеко, вечер мы закончили в отеле деревни. Заказали обед прямо на месте. Ждали часа два - три:) Но все вкусно. После обеда решили выбраться "в люди". Деревня празднует, из каждого угла музыка, бирманцы гуляют. Поскольку разговорный английский местных жителей оставляет желать лучшего, можно только предположить, что они отмечают Рождество или каждый вечер- это праздник : )) Этого мы не узнали...

Завтра - новые приключения, обещают слонов и золотой камень :)))) поживем, увидим:)))

Следующий день нашего путешествия.

В пяти минутах езды от отеля нас высадили на автостанции, где мы начали штурмовать местные маршрутки для поездки на золотую гору - Кьяиктио.

Маршрутка выглядит как грузовик, кузов которого разделен скамейками. Получается около 8-9 рядов.  На каждом ряду должно сесть не менее 6 людей. Длина скамейки рассчитана на 6 бирманцев, т.е. тоненьких маленьких людей: )) Мы выбрали полупустой автобус. Вернее тот, который только встал под загрузку. Мы быстро впрыгнули и тут... местный "погрузчик", невзирая на наши протесты «мы заплатим за всю скамейку», загрузил ее полностью...

На нашей скамейке, вместе с местными детьми, оказалось 8(!) человек.

После длительного ожидания мы двинулись в путь. Каждые 15 мин мы останавливались, в грузовик влезали люди с тазиками и просили donatation, Пока тазик не наполнялся, автобус не двигался:) Через часа полтора мы поднялись на гору. Дорога была как на американских горках: резко вверх, резко вниз. Нам было крайне весело. Местные с изумлением на нас взирали:))))

И вот - Ура! Мы доехали! Нас окружало множество людей, которые пришли поклониться святыне -  Золотому Камню, который держится только на волоске Будды. Мы погуляли по территории, и подошли к камню. Он окружен решеткой. Подход возможен только мужчинам, причем на входе обыскивают, отнимают ВСЕ сумки, вынимают из карманов даже телефоны. Все наши мужчины потрогали камень : ))

Максимально быстро загрузились в грузовик, по- другому это было просто невозможно, и тронулись в обратный путь, где нас ждали те же сборщики пожертвований... Пересели в свой микроавтобус и поехали дальше....

Приехав в одну из древних столиц город Таунгу, мы заселились и пошли гулять вокруг озера в центре города. Поев лепешек за 7 центов, вернулись обратно в отель.

Утром, после получения различных разрешений, поехали в парк Пхо Кьяр.

Приехав в деревню, нас повели посмотреть мытье слонов в грязном, но проточном водоёме :))

‪#‎дмитрийалешкин не выдержал и первый залез помыть слона, за ним Рустик. По щиколотку в грязи они помыли труженика джунглей. Затем мы двинулись в джунгли смотреть на работу слонов.

Полазив по грязи, мы вышли на делянку. Слоны таскают здоровые бревна, которые жгут, перерабатывают в уголь и продают.

Пятый день нашего совместного.

Позавтракав до рассвета, мы двинулись в официальную столицу Мьянмы - Нейпидо.

Город поражает своими проспектами. Мы насчитали по 10 полос движения в каждую сторону. Министерство иностранных дел напоминает 7-ми звездочный отель в Турции. Основан относительно недавно и стал столицей с 2005 года.

Весь центр города - это благоустроенные парки. Жилые кварталы напоминают наши таун хаусы, никаких трущоб.

Двинулись дальше осматривать один из двух памятников Всемирного наследия, которые охраняются Юнеско - пещеры Падалин, в которых еще сохранились наскальные рисунки, сделанные 13000 лет назад.

Необходимо отметить, что посещение пещер не было запланировано. О их наличии мы узнали только после посещения Нациального музея в Янгоне и всем очень захотелось увидеть это чудо. Договорившись с водителем о круге км в 200, мы поехали.

После непродолжительных поисков мы нашли деревню, и тут началось! Вокруг нас ходили кругами местные. Затем пришел главный. Забрав у нас паспорта, он ушел в полицейское управление и  сообщил, что забрать паспорта мы сможем у него в чайной.

Проехав дамбу, вышли из автобуса, пересели на большой катер и двинулись по водохранилищу,  окруженному горами. Мы высадились на берег и прошли около часа по лесной тропинке. В конце пути перед нашими глазами открылась большая пещера с громадным количеством сталактитов. Чуть поодаль находится небольшая скала, на которой можно увидеть изображения слона, тигра и других неопознанных мною изображений. Слон, на мой взгляд, был в виде мышки:))

Проделав путь назад, мы уже в темноте поехали в Паганское царство.
В Баган мы прибыли в 23 часа. В отеле нас встретил служащий в белом фраке и белых перчатках... Продолжение завтра...

Седьмой день нашего путешествия.

Сегодня предстоит осмотр Паганского царства, он же Баган. На громадной территории, размером в несколько кв. км, раскинулись 3000 монументов. Это пагоды, остатки крепостных стен и т. п. Выйдя рано утром из отеля, мы двинулись в путь. К сожалению, практически ни одного храма не осталось в первозданном виде: одна часть разрушилась на протяжении веков, оставшаяся - в результате землетрясения в 1975 году. После непрерывной ходьбы и мелькания башен, все уже начинает сливаться в единый массив.

На восьмой день нашего путешествия рассвет мы встретили на одном из святелищ Багана. Потолкались, сфотографировались.

Днем сели в автобус и поехали дальше на поиск приключений в Мандалай. Проехали по старым столицам Бирмы.

Первым делом новый водитель повез нас на фабрику, где изготавливаются "золотые квадратики" для позолочения рекликвария. Во время молитвы приделываешь на пагоды свой кусочек золотой бумажки. Когда так делают многие - ступа становится золотой. Эти листочки в некоторых местах раздают, в некоторых - продают. По этой же теме продавались и сувениры.

Проехав Мандалай через реку Мандалай, мы прибыли в город Мингун.

В начале 19 века ее решили сделать очередной столицей. Из достопримечательностей можно отметить самую большую (правда недостроенную) пагоду и колокол, третий по величине в мире (первое место у России:)).

По пути нашего следования предстояла еще одна столица - Сангаин. В настоящее время город - это великое множество разбросанных по горам монастырей. По улицам ходят монахи и монашки в розовом:))

Далее нам предстоял город Инва (Ава), который был столицей два раза. Сейчас это просто деревня. Всех туристов подводят к речке, которую надо переплывать на лодочке. На том берегу всех встречают повозки с лошадьми. На них и осматривают местную пагоду, деревянный монастырь и башню с часами.

Оооочень туристическое место. Даже пробки возникают из повозок. Кругом рисовые поля и банановые рощи.

В конце восьмого дня заехали на самый туристический объект. Это самый длинный деревянный мост в мире. Здесь принято встречать закаты и рассветы. Огромное количество туристов, вспышки фотокамер... И грязно… Очень грязно.... Рассвет на следующий день уже никто не поехал встречать…

Я не знаю какое число и какой день недели… Мы продолжаем двигаться дальше.... Сегодня часть группы перелетела на море, оставшаяся часть двинулась гулять по Мандалаю, так же бывшей столице Бирмы:))

В центре города находится абсолютно квадратная кирпичная стена, окруженная рвом с водой, а в центре расположился восстановленный Королевский Дворец. Остальную часть территории за стеной в наши дни военная часть.

Посетителям здесь можно передвигаться строго к Дворцу и от него.

Все туристы передвигаются по городу на такси. Все… но не мы!!! Мы пешком шли и любовались крепостной стеной. Смогли изучить каждый кирпичик. Между стеной и Мандалайским холмом находится несколько священных пагод. Особенно интересной оказалась та, что справа. Она окружена маленькими белыми ступами, внутри которых стоят каменные стелы с текстами буддизма.  Чуть позже мы нашли похожую, с похожими стелами, но 18 века. Данное святилище внесено в список охраняемого мирового наследия ЮНЕСКО. Пагода произвела на меня гнетущее ощущение…

Оставить без своего внимания Мандалайский холм мы, конечно, не могли. Туда было необходимо залезть :))) Туристов завозят наверх на автобусе, далее, протяженностью около 1 км, следом - лифт. Туристов, но нас! Хотя мы все наверно были бы не против быть как все, но‪#‎дмитрийалешкин нам об этом не рассказал :))

Сняв обувь у подножия при входе в пагоду лестницы, мы босиком полезли наверх. По пути нам встречалось множество домиков местных жителей, осуществлялась продажа товаров первой необходимости (вода, сланцы, сувениры), и уже привычные пагоды.

Ура! Мы наверху! Здесь находится пагода Двух Змей, самая симпатичная из расположенных по лестнице.

По дороге в Королевский Дворец забрели в абсолютно европейское кафе, где наелись бургеров

Дворец восстановленный деревянный, состоящий из множества строений. Так же восстановлена копия трона, оригинал нам посчастливилось увидеть в музее в Янгоне.

Вечером мы сели на местный VIP - автобус до озера Инле.

Автобус реально VIP: расстояние между сидениями как в бизнес классе; сами сидения широкие; под ноги - подставка; есть личный экран с музыкой, фильмами, играми; выдали по бутылке воды, газировке, пакетику с зубной щеткой и пастой, печенье.

НО: на весь автобус был включен местный фильм ОЧЕНЬ ГРОМКО И было очень холодно (спасибо, что каждому раздали еще и одеяло ). Через 8 часов мы прибыли на озеро Инле.

Приключения продолжаются!

Следующие три дня нашей Экспедиции мы провели в походе по живописным холмам и полям Бирмы.

Из отеля нас забрал маленький грузовичок. Через 30 минут мы высадились и двинулись в путь вместе с двумя местными проводниками.

В первый день мы шли мимо полей пшеницы и капусты.

На закате мы достигли местной деревни. Нас заселили в милый сарайчик. На полу лежали циновки, на циновках - матрасы с подушками и одеялами.

Кинув вещи, мы пошли гулять, Присели в ближайшем кафе… Совсем в темноте нам накрыли ужин при свечах. На ужин был рис с очень вкусным карри... Кто- то поел, кто-то попил, точнее выпил:))

На этом вечером не закончился :)) Наши гиды пообещали костер с песнями под гитару. Пока их не было, мы быстро смастерили костер из бамбука, достали чашки, виски, колу и ...... Вечер продолжился… :))

Подтянулись местные с гитарой. Они спели нам, мы спели им «Катюшу», но уже без гитары, гимн и что- то еще:)) Посидев еще у костра, все ушли спать....

Гаяз, всю ночь высчитывал, чем может питаться паук размером с ладонь, и освещал его ночью фонариком :)) В итоге паук в итоге остался голодным :)))

На следующий день мы с трудом смогли найти наших гидов, но в 10 часов мы все - таки двинулись в путь. После того, как гиды были найдены, мы потеряли одного из членов группы. Он предпочел передвигаться на мопеде с местным водилой:))

К ланчу мы подошли к полям с красным острым перцем. Где- то перец еще рос, где-то его собирали, где- то он был рассыпан для просушки:) Набрав перца, мы пришли на ланч. Оказалось нас ждали только через час:)

После ланча по дороге встретили двигавшихся навстречу группы туристов с малюсенькими рюкзачками и изнеможенными лицами, а мы веселые и довольные продолжили путь:) Но не долго...

Гиды завели нашу группу в деревню, где нас напоили чаем с печеньем и конфетами. Жители стали предлагать товары местных ткачих, после покупки оных гид нас накормил местным мороженым!

Еще видели поля с имбирем и пшеницей.

Часам к трем, проделав дневной путь, мы пришли к месту нашей ночевки.

Ночь мы провели в автобусе, в котором замерзли абсолютно все. Повезло Гаязу с Рустиком: у них в автобусе с собой был спальник, в который они закутались. У остальных в распоряжении были только свои теплые вещи и местные одеяла.

Спустя некоторое время автобус остановился, и тут уже у меня появились вопросы: кто я? где я?

Прибыв в Янгон, мы стали потихоньку отогреваться:))) После обширного завтрака, отправились на несколько часов куда глаза глядят.

Я пошла в центр. Навстречу мне пробежал янгонский марафон. Успела посетить рынок с сувенирами Сегодня снова постоянное движение. Все! На море!!!

Как уже отмечала ранее, таксисты здесь не отличаются от наших «дорогу покажешь?». Они останавливаются, спрашивают у прохожих и, в итоге, даже я понимаю, что едем не туда:)))

И вот море... Холодное ... Но все равно лучшее…))

Приключения продолжаются ! :))