Анна Антонова - участница похода по Гегамскому нагорью делится впечатлениями.

Походы
Июль 2017 года
Армения
См. все

Отправиться в Армению решение было совершенно спонтанным, я давно собиралась, но никак не могла найти интересный маршрут или даты, и тут такая случайность - на фейсбуке кто-то из моих друзей отметит школу выживания "Волчица", и на фото я увидела прекрасную Армению и эта была любовь). Даты отлично вписывались до моего похода по Грузии, который я запланировала давно ( о нем чуть позже). Так как я прочитала о походе будучи в походе в Абхазии, то решила добраться до дома и все взвесить. И... правильно, я забыла как называется клуб и кто предлагает поход. Обыскав полночи Фейсбук, прочитав все ленты за последнюю неделю о всех турклубах, успех не был достигнут. Ну подумала-судьба и легла спать. А утром, открыв все тот же Фейсбук первое, что я увидела это "Вулканы Гегама. Армения" -вот это была судьба. Решение было принято: сперва Армения, а из неё сразу Грузия-отличные солнечные страны с горной местностью. Напоминаю-Солнечные страны). Благо я давно хожу в походы, и всегда беру с собой вещи на любую погоду. Шорты и маки, которых я взяла больше чем нужно, не пригодились по назначению мне ни разу, только в качестве подушки)) . Все это вступление о том как я попала в поход. Про то как мы сходили отлично написал наш инструктор Павел Каманин, и украсил рассказ прекрасными фото. Но я это я, и должна написать с ошибками, то что увидела, услышала, почувствовала, попробовала, проходила...
Завязка:
День 1:
Мы прилетели рано утром, в Армении была жара-последняя жара в наши дни) нам предстоял нелёгкий день-1000м подъем в гору, с рюкзаками, полными продуктов и жара, жара, которая текла, стекала и капала. И нам захотелось немного похолоднее-вот тут и началась наша присказка "желания исполняются", больше жары не было ни дня. Но пока мы бродили по монастырю Гехард, Храм Гарни и ели прекрасную долму. А дальше мы шли, шли, шли, шли и если могли поднять головы, и открыть глаза от яркого солнца, то видели причудливые горы-шестигранники, которые стекали в ущелья и каньоны -рай для геолога. Мы встали в очень красивом месте, названия я конечно не помню, поэтому буду подсматривать у Паши. Авуц Тара-развалины древнего монастыря, где сейчас явно совершают какие-то действия убийственного характера, так как мы видели капище, ну и куриные головы, ну и вообще странное место, смесь прекрасного и понимание того, что там может твориться темными ночами. Вообще в плане веры Армения удивительна, храмы открыты, везде где есть, заходи в любое время, много икон перевертышей, иконы -рисунки детей, свечи, которые воткнуты везде, куда можно, ряды крестов и памятников.
День 2: Новый день принёс нам новые испытания-за горушкой гора, а за ней ещё одна, и ещё и ещё и ещё. Первые коровы, первые отары, страшные безухие кавказские овчарки и люди -езиды, которые предупреждали, что в озере купаться нельзя и подарили нам вкуснейший домашний сыр. Вишапа-лич озеро, первое ослушание и первая гроза. Мы любовались на Арарат и купались, ну купались это трудно назвать, так вода градуса 5, мы пытались. Но купались не одни мы, а ещё два трактора, которые строят там дамбу-они так забавно обливали друг друга из ковшей, что из далека казалось, что это два робота играют в любовные игры). Этого было достаточно, чтобы разразилась гроза. Молнии сверкали, гром гремел, шёл отсчёт, как далеко от нас гроза, пока не сверкнуло над озером, так близко, что мы попрятались в палатки. Я проснулась от того, что меня что-то долбит по голове, оказался это град, размером с фасоль. Ощущение специфическое, я вспоминала курсы первой помощи, что делать если ударит молния, и курсы безопасности жизнедеятельности, как укрыться от грозы. Ребята друг другу отпускали грехи и предлагали молиться. В этот день закралось чувство про желания и появился посох...( конечно обладающий невероятной силой)
День 3:
Рассвет над озером-это нечего прекрасное. Так как Армения -страна жаркого солнца, мы вставали рано, чтобы успеть дойти до жары - ха-ха мы ещё верили...
До подножия вулкана Аждаака, мы дошли довольно быстро, перескочили пару морен, потоптали мокрые альпийские луга и вот мы у него- красного, словно кровавого пятна -вулкана. Решение было-совершать восхождение в этот же день, пока хоть не льёт с небес.
"Аждаак — Աժդահակ — потухший вулкан, высшая точка Гегамского хребта высотой 3597,3 метра над уровнем моря. Является третьей по высоте горой после Арагаца и Капутджуха на территории современной Армении.Аждаак в армянской мифологии это человек-вишап (т.е. человек-дракон). Аждааки – вишапы живут в высоких горах, в больших озёрах, на небе, в облаках. Поднимаясь на небо или спускаясь вниз, особенно на озера, производят грохот, сметают все на своём пути. Движение аждааков под землёй вызывает землетрясения. Доживший до тысячи лет вишап может поглотить весь мир..."
Добравшись до высшей точки, нам открылся удивительный мир гор, и вид на озеро. Ледяная корка так причудливо растаяла, что получался знак Инь и Янь. И там на вершине мы тоже нашли что-то вроде места поклонения, свечи, Иисус, кресты. Эта ночь была тихой, но холодной.
День 4:
От вулкана наш путь лежал к озеру. "На Гегамском хребте, в 6 км от горы вулкана Аждаак, на высоте 3030 метров над уровнем моря, в кратере вулкана Лчайн, находится горное озеро АКНА ЛИЧ ( Ակնա լիճ – «око» на армянском языке). Площадь зеркала озера составляет 0,5 км², объём — 2500 тыс. м³, наибольшая глубина — 15 м."
Озеро потрясающее, вечернее солнце освещало его и горы тёплым светом, на берегах мы нашли яшму и обсидиан. " Обломки когтей Сатаны. Так объясняют появление чёрного стекла в Закавказских республиках. Его считали природным продуктом, который появился и создавался в преисподней чёрными силами. Есть легенда, которая рассказывает о гневе Сатаны. Он начал извергать лаву, пугая людей своей силой, казалось он хочет вырваться из Преисподней, добраться до тех, кто его там заточил. На месте извержения и появились чёрные куски. Люди сравнивали их с обломками ногтей страшного мифического существа." Именно такой коготь украсил наш волшебный посох. Да, в этом озере мы тоже купались. К вечеру начался дождь и снова загремел гром. Взмахнув волшебным посохом в небо, а точнее бросив его при этом на землю … мы попросили отодвинуть грозу на пару часов, чтобы успеть попить чай, как раз подошли гости-два израильтянина- пока некоторые общались и готовили чай, другие видели в небе облака: как меленький медвежонок кусает на ногу волка, а мама медведица медленно поворачивала к нам голову и разевала пасть. Хочу сразу сказать видело нас это 3, мы ничего не употребляли, просто воображение дорисовывало картины, свет и небо помогло в этом. Через два часа начался настоящий Армагеддон. Сильный дождь, с грозой и молниями, но где-то далеко. К утру с 5.50 гроза дошла до нас, снова град, молнии и гром прям над палатками. Гроза ходила вокруг три раза, по тридцать минут. Она зацепилась за горы и ходила кругами, к 6.30 палатка стала опускаться на лицо-оказалось пошёл снег. 15 июня-солнечная Армения -снег. Вот вам и купания в озёрах и волшебный посох. Откопав палатку, нам открылся совершенно иной мир чем вчера. Зеленые альпийские луга, горы с картой России были покрыты мокрым снегом с крупную поваренную соль. Оставляя свои следы мы потопали дальше.
День 5:
Перевалив хребет, мы пришли в дождливое лето. Нам открылся вид на величественный Севан-армянское море. Особенно хочется отметить цветы, на каждой высоте они свои, но невероятные.
Ночь была дождливой, но спокойной.
День 6:
Желания исполняются-стало девизом нашего похода, как только мы думали о погоде, она тут же происходила, вся, кроме солнца. Стоя на стоянке, мы увидели кратер вулкана, и решили, что на него нужно сходить. И не пожалели, на вершине стоял храм, он был открыт, там я и познакомилась с иконами перевертышами. Зайдя в него на стене висела Богородица, и какого же было мое удивление, когда идя мимо нее на меня вместо Богородицы стал смотреть Иисус. Прямо скажем холодок пробежал по спине, потому что этого уж никак не ожидаешь-иконы перевертыши. Вот такая она Армения. В это день кто-то сказал, что мы ещё не шли под дождём и не ставили палатки в дождь. Желания исполняются. Мы шли в дождь. под гром и молнии, и я снова вспоминала, что делать при грозе)) В этот день лило как из ведра, весь день, и дойдя до Севана в посёлке Айраванк мы вымокли до нитки, палатки устанавливали в дождь. К часам к 20.00 погода позволила приготовить ужин и познакомиться с гостями, и мы увидели настоящее армянское гостеприимство. Совершенно незнакомый нам парень, приехал к нам с кастрюлей рыбой Сиг, отменно приготовленной в лимонном соке, лавашом, сметаной, газировкой и кое-чем еще, но это останется за кадром. Мы отлично поужинали, что гречку, которую приготовил Паша, оставили на утро. Мы общались, делились впечатлениями до тех пор пока не пошел дождь.
День 7:
Ура! Солнце. Когда по палатке не стучит понимаешь насколько это прекрасно. Первое утро без дождя и даже с солнцем. Мы встречали рассвет, надо сказать, что мы договаривались встречать рассвет каждый день, потому что в горах или на озере это невероятно красиво, мы все еще вставали рано, чтобы успеть дойти до жары). Рассвет был прекрасен, солнце вставало на противоположной стороне озера, и мы видели полную картину. Второй жаркий день за поход. Поляна превратилась в огромную сушилку, вещи, спальники, палатки - сушка) И мы купались. Купались в прекрасном Севане, вода в котором была очень холодной. Накупавшись, собравшись мы отправились в путь к монастырю Севанаванк, а затем в солнечный Ереван.
Заключение:
Поход получился невероятно насыщенным, мы побывали как-будто в разных временах года: у нас было и лето и осень, весна и даже зима- и это было чудесно. Конечно хорошо, когда погода в походе хорошая, но когда погода нестандартная, особенно для лета, поход начинает обрастать красками, легендами и волшебными посохами. Нам везло, духи гор-вишапы не прогоняли нас, но и показали, на что они способны. Практически все грозы были ночами, страшно - да, красиво от всполохов молний-да, небо меняет свой цвет от голубого до свинцово-черного-да-это красиво и удивительно. Армения влюбила в себя своими вулканами и просторами, невероятными окрасками гор, цветами, которые везде разные на каждой высоте, ливнями, молниями и озерами. Я впервые видела кратеры вулкана, потухшую лаву, превратившуюся в камни, которые вечерами тоже превращались в кого-то невиданного, красные, словно марсианские горы, невероятные цветы, отзывчивых людей, которые угощают тем, что есть у них, просто так, идущих мимо. У нас получилась отличная команда, великолепный инструктор Павел Каманин с историями, знанием своего дела и места, безопасностью, к которой я сильно придирчива, потому что сама знаю как это быть инструктором и водить группы ( я настоящая заноза в одном месте для инструкторов, всезнайка походной жизни). Такой домашний интересный поход для души. Спасибо!