Путевые заметки участницы базового курса в Крыму, февраль 2018 года.

Курсы
Февраль 2018 года
Крым
См. все

Базовый курс по выживанию, Крым, район Судака, 10–14 февраля 2018 г.

Действующие лица:

Паша — П, инструктор похода

Саша — С, участник похода, программист, 30 лет

Влад — В, участник похода, предприниматель, ~25 лет

Кирилл — К, участник похода, сотрудник МЧС, ~35 лет

Маша — Я, участник похода, предприниматель, 30 лет

и примкнувший к ним

Костя — К, крымский инструктор, живет в Севастополе, ~55 лет

Погодные условия: от +15 на солнце в первый день до -7 в третью ночь.

По просьбе участников оставляю текст таким, как в блокнотике, без дополнительных пояснений.

1 день

Переход 10 км от трассы до родника вдоль Куртинской балки. Нашли лопату. На месте ~ в 15:30–16:00. Строительство лагеря; плащ-палатка Кирилла помогла собрать листья; филины ухают; час разжигали костёр (сначала сухие соцветия, травы по чуть-чуть, потом все больше и больше). Паша натер мозоль об огниво. Саша нарезал деревянной стружки. Я уже представляла, что костра не будет. Ели гречку с тушенкой (я — без).

Из темноты около 19:00 появляется фонарик — Костя. Здоровается с Пашей, походные рассказы (Хамер, Саныч, Че Гевара), форум Travel; обсуждали косяки по разжиганию костра.

Костёр расширили; ~ в 00:00 легла спать; К+П около 1:30.

Полезное от Кости: Армированный скотч для починки обуви или палатки, Плексиглас, парафиновая свечка, сухое горючее, карта + стальная линейка, КЛМН — кружка, ложка, миска, нож.

Костя: «Тапочки забыл», «Радиостанцию не взял», «Самый обычный крючок в форме интеграла», «Когда ноги становятся как копыта».

2 день

Я проснулась утром в 8:30, все у костра. А я думала, что только К и П не спят, так как они разговаривали. Утро — долго пили кофе, макароны с тушенкой. Разбирали узлы: проводник-восьмерка, соединительная восьмерка, академический, прямой, барель или бочка, грипвайн, ткацкий, австрийский проводник, шкотовый, брамшкотовый, булинь, стремя, прусик.

В 13:00 начался дождь; созвон по погоде: «с 16 до 17 окно, после 00:00 — ливень». Паника (у меня), сидим под навесом. В 14:30 голосование. Я за перемещение в сторону землянки, Саша хочет остаться, остальные молчат. Остаёмся. На случай аварийной передислокации Костя пошёл проверить землянку (1 час ходу). Мы укрепили крышу листьями, сделали козырёк, построили забор «тройного» назначения (отражатель тепла, укрепление лагеря, маскировка, сушка топлива и вещей).

Проехал Уазик. Началась просушка вещей; меня потряхивает; Костя готовил Артек с тушенкой из цыплёнка. Саше еды не хватило. Выстрел. Косуля. Разговоры о содержании рюкзака, безопасности, переправах + я повторяю узлы.

Костя: «Фонарь ночью должен быть не на лбу, а в руке, чтобы освещать снизу; так лучше видно вдаль»; «Горную речку переходят в ботинках: камни перекатываются, в ботинках вода согревается. Если вода не прозрачная и слышен гул — не заходить (там перекатываются камни) :)). Если воды выше чем по колено — не заходить (может снести).» Говорили о службе и портянках.

Туман. Костя спит в палатке, мы — под укрепленным навесом. Ложимся в 22:00. Утепляюсь: в спальник в ноги кладу куртку, накрываю спальник дождевиком.

3 день

Встала в 7:20, сместилась в спальнике, молния съехала. Уже не спали Саша и Кирилл. Влад и Паша спят. Костя тоже в своей палатке. В 7:30 проснулся Паша. Ливня ночью не было. Было ощущение, что всю ночь кто-то раздувал костёр. Этой ночью Кирилл вставал ещё чаще. У него вместо спальника была плащ-палатка, которую приходилось каждые час-два сушить. Костёр уже разведён. Поставили воду для кофе, я собрала вещи, чтобы быстро выйти. К пошёл за водой для завтрака. Завтрак — пшенка и семечки с кунжутом, чай. Сборы; групповые фото с двумя флагами и идём в землянку. Сделали переноску для угля, но уголь не донесли.

1,5 км в горку, 50 минут.

Шаг, вдох, палка

Шаг, выдох палка

Так я и шла.

Землянка, родник, костровище, стол и скамьи, памятная табличка, купальня. Домик хоть и маленький, но очень уютный: нары, печка, кочерга, совок, топор, иконы в уголке, полочки со всякой всячиной (соль, подсолнечное масло, сахар, имбирь, одноразовая посуда, туалетная бумага (как говорит Костя: универсальная салфетка), специи, чай (ЛДПР), половина луковицы, армейские спички 3 комплекта, колода карт, фонарик, рулон фольги, 2 л Pepsi и 0,5 л пива «Крым» светлого).

Нужно растопить печку, потом развесит костер. Научилась пользоваться огнивом. Заготовили горы разных стружок от трута до щепок. Огонь в печке разводили 50 минут. Перекусили лавашом с паштетом и плавленным сырком (от Кости).

Ребята ушли собирать дрова для костра на улице; я набрала 7 бутылок воды в роднике; слежу за буржуйкой; пришёл Кирилл сушиться; заварили чай; ели гречку со свежей ядреной луковицей и сливочным маслом (ребята как всегда с тушенкой); нарубила дров; снова завариваем чай; едим печенье Юбилейное; Костя ставит палатку; раскидали вещи на гвоздики, разложили нары и пенки; обсуждали карты, топографические обозначения, компасы, навигацию; выпили бутылку пива; решили вставать в 7:00.

4 день

В 7:15 проснулись Паша и Кирилл, который снова мёрз этой ночью (говорит, что не мёрз, но просыпался часто). Пришёл К; Влад и Саша ещё спят. Саша замёрз сегодня:))

На завтрак — пшенка с семечками и маслом + чай с шоколадкой. В 10:20 вышли в сторону «Пулемета» (памятника партизанам) на высоту 878 м. Шли 65 минут. Вокруг Нарния. У Пулемета смотровая площадка на Судак и море, но погода облачная, ничего не видно. Нашли капсулу времени, в которой тетрадка и ручка.

Оставили послания. До нас здесь были люди 2 февраля. Обратно вернулись другой дорогой к 12:30. Попили чай; повторили узлы, пока Костя готовил суп из луковицы, картошки, тушенки, макарон, молотого чеснока и красного перца.

Костя: «Веревки сушатся при натяжении. Сушить на солнце нельзя. Верёвка боится ультрафиолета. Косичка из пустышек», «Адмиральский час никто не отменял».

Час разбирались с узлом «Заичьи уши», оказалось, их 2 варианта: двойной проводник и заичьи уши; придумали несколько вариантов их завязывания. Пока все завязывают разные вариации заичьих ушей, Кирилл делает одну петлю, замирает, затем резко делает несколько неуловимых движений и выдаёт узел. Паша его проверяет, тянет за петлю, и веревка волшебным образом распускается. Так раз 20 подряд. Делали альпинистские обвязки: верхние и нижние.

Костя диктует: «На ужин сожрали 1 кг сечки». С каждым днём мы едим все больше и больше. В землянке скребется мышь.

Обсуждали ночные дежурства.

Я: Влад, у тебя же есть будильник, поставишь?

В: На сколько его поставим?

П: «Можно поставить будильник на 00:00, 1:30, 3:00, 4:30 и 6:00. Но в 6:00 можно и не вставать?» — взгляд в сторону Кирилла.

К: «Ну в 6:00 не мешало бы подкинуть!..»

Хохот

Я: А кто будет выключать будильник?

В: Я.

Я: И распихивать следующего дежурного?

В: Да я сам и подкину, так проще.

К: Да, конечно! Там делов-то на 2 минуты!

Хохот

Страшилки:

Паша: «Крысы у людей во время сна отъедают носы.»

Костя: «Филины-убийцы», «Силки на мышку».

Влад: «Пауки откладывают яица в глазах.»

Паша: «Уховёртки откладывают яица в ушах.»

Спокойной ночи!

5 день

Проснулись в 7:30; чай с имбирём в термосы; 1 кг пшенки.

Навела порядок в землянке: убрала золу, принесла дров, чтобы не отсырели и можно было быстро разжечь буржуйку, оставила на полке шоколадку, коробок спичек и 6 лейкопластырей в зип-пакетах.

Шли по Пашиным картам и Костиному навигатору, вычисляли местоположение, выбирали нужный поворот. Часть пути прошли по руслу реки, снова видели косулю, вышли к водопаду, прошли огромную поляну подснежников и вышли к женскому монастырю. Чуть ниже нас ждала машина — трансфер до аэропорта. Костя поехал с нами, по пути рассказывал о местах, которые проезжали.

У аэропорта мы зашли в кафе-столовую. Я ела овощи, наконец-то! По ним я скучала больше всего.

Попрощались с Костей, он поехал домой, в Севастополь. Попрощались с Владом, у него был рейс на час раньше, чем у нас. Сдали багаж. Пошли искать вкусный кофе, Кирилл тащил нас в город, пока не дошли до трассы и не пришлось развернуться. К тому времени все кофейни, которые мы проходили, уже закрылись. Вернулись к аэропорту, пили кофе, а я Мускатель! Вкусныыый... Тетя на паспортном контроле косо на нас смотрит, потому что мы опаздываем. Оказывается, весь автобус нас ждал (а я телефон заряжала).

В самолете сидели рядом, проходящие люди отмечали запах костра)

Прилетели. Попрощались с Сашей, его встречала девушка. Взяли с Пашей такси до метро. На Домодедовской попрощались с Пашей, ему через два дня в Иркутск. А мне на Виллу)

Программа базовых курсов выживания здесь.