Нетуристический Азербайджан в заметках Павла Каманина, март 2018.

Походы
Март 2018 года
Азербайджан
См. все

С утра на рассвете у Каспия начинается жизнь. Рыбаки выходят в море. Старые нумерованные шаланды оснащенные современными моторами увозят мужиков за горизонт. Рыбы мало, ее почти нет совсем... Отсюда и бедность. Говорят, раньше было не так, море давало изобилие. Был осетр и белуга, а сейчас их почти нет совсем. Один рыбак мне сказал, что если он вдруг поймает осетра, то он, как будто, вытянет счастливый лотерейный билет на целый сезон... Одна такая рыбина прокормит не только его одного, а всех кто находился бы в этот момент в лодке. А сейчас в основном ловят воблу, карпа и сазана, попадается красноперка и белорыбица...

Я было хотел напроситься в лодку и сходить в море вместе с ними, но это оказалось невозможно, ввиду близости к границе с Ираном. Строгий пограничный контроль и всё такое. Но по фотографировать удалось вдоволь.

Для меня Ленкорань - это черный вулканический песок, ветер и морось... Этот городок по видимому навсегда для меня останется именно таким. Возможно летом, когда жара и светит солнце, Ленкорань стоит того, чтобы его посетить, но сейчас, вне сезона здесь делать, мягко скажем, нечего. Скудость или даже отсутствие архитектуры и стиля, жуткая провинциальность и грязь не лучшие визитные карты этого курорта. Хотя у Ленкорани есть международный аэропорт и в сезон можно добраться сюда из Москвы прямым рейсом.

Из интересного, это действующий маяк устроенный в одной из башен разрушенной крепости города. Вода Каспия отступила от него и сооружение оказалось в центре города. У нас была возможность его посетить, но как-то не сложилось. А еще старая круглая тюрьма построенная при правлении последних местных шахов. В ней когда-то восемь месяцев в заключении провел Иосиф Сталин. Это интересно, он со своим товарищем здесь в Ленкорани ограбил банк, был пойман и сидел.

А представить, что этот забытый всеми городок был, некогда, столицей небольшого но независимого ханства, это просто непостижимо.

Побережье Каспийского моря в районе Гобустана и мыса Алят представляет из себя абсолютно уничтоженную стихийными песчаными карьерами и торфоразработками территорию. О рекультивации и восстановлении ландшафта здесь, похоже, никто не заботится. По основной грунтовой дороге снуют самосвалы, которые наполняются песком в ручную лопатами.

На горизонте в море вереницей стоят буровые. А старые не действующие ЛЭП дорогами уходят в даль. На линии прибоя остатки нефтепродуктов и много мусора... Очень печальное зрелище. И только клинья птиц, пролетающих над побережьем, разбавляют унылый пейзаж.

Чтобы не подумали, что на Каспии всё так уныло и плохо.

Остров Пираллахи, бывший Артёма, находится недалеко от Баку и связан с Апшероном новым автомобильным мостом. Он поразил своей цивильностью и прекрасными видами на Апшеронский полуостров. Особенно на закате.

Гирканский заповедник. Ханбулан. Водохранилище находится у самой границы Гирканского Нацпарка. Его берега зелеными лужайками сбегают к воде.

В этот день в горах сидели тучи и низкий туман, он то садился на гладь воды, то поднимаясь цеплялся за стволы и ветви дубрав. Было тихо и сонно кругом, только звук падающей воды с ханбулакского канала в озеро оглашал шумом окрестности.

Договорившись с администрацией Гиркана, мы встали лагерем на одном и лучших мест озера. Нам предстоял трехдневный радиальный трекинг по достопримечательностям этого района. Это было максимум из того, что было возможно получить от местной бюрократии...

Егерь отвез нас на место, указав где и как нам будет лучше встать с палатками у воды.

Удобно расположившись мы совершили первый радиальный выход по береговой линии Ханбулана, а обратно вернулись хребтовой тропой, попутно осмотрев окрестности со смотровых площадок. В этот день мы прошли двенадцать километров. А под вечер договорились с егерем о покупке местного йогурта, лепешек, орехов и молоканского домашнего вина.

Всё складывалось как нельзя лучше, пока под закат в наш лагерь не приехали чуть ли не все работники заповедника. У наших палаток, практически в очередь, встали для разговора два заместителя директора по науке и туризму, а бедный егерь, уже пожилой человек, сидел на корточках, поджидая чем кончится дело...

Как оказалось, и это для меня было полной неожиданностью и шоком, администрация изменила свое положительное решение о нашем прибывании с палатками на природе, ссылаясь на тревогу о нашей безопасности из-за плохой погоды и о людях, о возможных эксцессах внутри нашей группы... Что на носу выборы президента и они боятся слухов и провокаций. Что у них были инцеденты со шпионами и какая-то банальная поножевщина и т.д. и т.п. Говоря всё это, они постоянно извинялись, что это не наша вина, что это местный егерь не так всё понял и они его накажут, что лучше перебраться в ближайший поселок и, если мы захотим, то сможем завтра и в последующие дни прогуляться по местным красотам, но только под контролем и в присутствии егеря - хорошего человека, отец которого убил некогда последнего гирканского тигра, обитавшего здесь... Это был треш. А на вопрос о том, что были договоренности, что их егерь определил место и мы только следовали указанному, что уже вечер и снимать лагерь - это незаслуженно жестоко по отношению к нам, они опять извинялись и просили их понять, и заново повторяли, что это не наша вина и т.д...

Собрав лагерь, в отвратительном настроении, мы побрели на местную базу отдыха в летние домики, куда было определено наше пребывание...

На следующий день мы прошлись в месте с нашим егерем по горной местности к малозначительному водопадику, перекусили у Булака и вернулись в наши номера в намерении поскорее уехать из этого места. Егерь принес отступные - полтора литра вина и выдохнул, когда мы сели в маршрутку с водителем которой, он договорился лично, чтобы нас доставили ровно к гостинице в Ленкорани.

На следующий день решено было ехать Лерик. Это высокогорное село расположенное в талышских горах Азербайджана. Оно славится своей красотой, климатом и наличием огромного количества долгожителей.

Село поразило своей ухоженностью и цивильностью. Это очень контрастировало со всем увиденным на юге Азербайджана.

Лерик - это особое место. Там нужно обязательно побывать если судьба вдруг занесла вас на юг Азербайджана. Находясь на высоте чуть выше тысячи метров над уровнем моря, это село богато горными пастбищами и лесом. А вид на Талышские горы просто чудесен.

Мне не на шутку захотелось остаться там навсегда! Неспешная деревенская жизнь, чистый прозрачный воздух, горы, вода... Пожалуй, это самое лучшее, что может случиться с человеком в этих местах.

В Лерике расположен, пожалуй, единственный в мире Музей долгожителей. Здесь хранятся документы о жизни нескольких десятков талышей (местный этнос) из этой местности, которые прожили больше ста лет. Однако самый интересный человек – Ширали Муслимов, которому исполнилось 168 лет. Правда, свидетельства о рождении у мужчины не имелось, из-за чего его возраст подвергается сомнению. «Здесь, в этом регионе, он родился в 1805 г., а в 1973 он умер».

Село Сураханы. Атешгях - Дом Огня. Древний храм зороастрийцев, индуистов и сикхов, на месте выхода из земли горючих газов.