Заснеженные дороги, гололед, фьорды, разноцветные домики, начавшаяся полярная ночь, северные олени, Арктика, палатки на берегу Баренцева моря – это поездка по северной оконечности Европы, в которую мы отправились в конце ноября 2012 года.
Стартовали из Москвы на Медвежьегорск. Самая короткая дорога лежит через Рыбинск, Череповец, Кириллов. А потом… началась грунтовка. Снега еще не было. Температура стояла плюсовая. Грязь колея, понтонный мост через Шексну. Добрались до Вытегры, когда уже стемнело. В городе никакого освещения, грязь, все черное. Тетку с ребенком, переходившую дорогу, заметили в последнюю секунду. Остановились в нескольких сантиметрах от нее. Она даже глазом не повела… Выдержка или полное безразличие к собственной жизни?
Через Пудож к 10 вечера добрались до Медвежьегорска. Здесь в 4 утра встретили друзей из Питера. Тут же подобрали автостопщика до Кеми. А еще срезали объявление о выступлении в городе цирка из Сочи. Афиша прилагается.
За день доехали до Мурманска, уже покрытого снежным покровом. По дороге посетили стелу, посвященную полярному кругу, плотно обвешенную разноцветными ленточками… зачем? На Дефендере начала отказывать турбина, так что подъёмы на сопки давались не очень легко.
В самом Мурманске не так то легко было найти открытый обменник, где очень хотелось наменять норвежских крон. А к ночи выехали километров на 100 в сторону норвежской границы, где переночевали в замечательном мотеле – строительном городке в деревне Титовка. На дворе по сравнению с московской слякотью стояла настоящая зима. Местные тётки кормили лису блинами – обычное дело. Мороз, сугробы, только северного сияния не хватало.
Светает здесь только в одиннадцатом часу. До этого времени мы проехали Печенгу, Заполярный, добрались до Никеля. Вид мрачный. В серой мгле меж сопок стоит огромный старый завод с черными трубами, окруженными полуразрушенными сталинскими сараями, за которыми высятся серые пятиэтажки. Ощущение конца цивилизации и близость безлюдной Арктики сложилась полная. По этой причине в местном магазине закупились водкой и оформили страховку на машину после нескольких часов поисков страховой. Было воскресенье, город пил. Объявление на двери, где оформляли страховку, гласило, что пить во время этой процедуры запрещено!
Последние километры к погранпункту. Вышки, колючая проволока, карликовый лес, горностаи, ищущие пропитание на помойке. На безлюдной границе провели минут 15 на российской таможне, 5 минут на норвежской. Машину никто не досматривал. На всей границе один норвежский офицер. И тут же яркие одноэтажные деревянные домики, ровные дороги, знаки, указатели (в том числе на русском языке!). Началась другая планета. Такое ощущение у меня было лишь однажды, когда в 2000 году мы пешком переходили границу между Украиной и Словакией.
До Киркенеса, городка – образчика норвежской северной архитектуры, добрались за 20 минут. Библиотека, туристический центр, яркие цвета домов и одежды местных жителей. А до Никеля всего 30 километров…
Ширина асфальта сузилась по сравнению с российскими дорогами. Везде лед, реагентами асфальт не посыпают, а делают на льду специальные насечки для лучшего сцепления. По таким дорогам местные ездят, словно древние викинги, как можно быстрее старающиеся попасть в Вальхаллу. Ни в поворотах, ни на спусках скорость никто не сбавляет. Так что больше 1500 километров по дорогам заполярной Норвегии для нервов прошли очень и очень не просто.
Первую остановку сделали на берегу одного из фьордов на Баренцевом море. Тут же среди эллингов были найдены остатки нескольких водочных бутылок с русскими этикетками. Местные рыбаки мало чем отличаются от наших. Только за горячительными напитками приходится ездить заграницу.
Уже стемнело, а по узким дорогам, идущим то вдоль фьордов, то поднимающимся в горы, где сугробы высились на метр-полтора вдоль дороги, предстояло проехать еще несколько сотен километров.
Заночевали уже по дороге к считающейся самой северной точкой Европы, мысе НордКап. Поставили палатки на берегу одной из бухт. Сильный ветер, отрицательная температура. Горы, море, ужин на горелке, сто грамм и костер для сугрева, и спать.
Утром снова в путь. 7-километровый туннель, отделяющий континент от острова, подъем на 350 метров, пурга, снегопад. Самая северная точка оказалась туристическим центром. Правда, по причине непогоды ни одного туриста. Дальше на север только Шпицберген и Ледовитый океан.
Разница во времени между Норвегией и Москвой в 3 часа, так что уже в начале третьего часа дня здесь стемнело. К сожалению, по этой причине путешествовать по северу зимой не очень познавательно. Осматривать достопримечательности можно всего часа 2-3 в день.
К ночи добрались до саамского городка Карасьок, укрытого сосновым бором и толстыми, почти новогодними сугробами. Заночевали в деревянном домике, называемом в этих краях кемпингом.
По нагорью, тундре и горному каньону спустились к городку Альта. На дворе после короткого дня опять ночь. Точнее ночь и не заканчивалась, солнце над горизонтом уже не всходило. Началась полярная ночь.
Впечатление от Альты – городка из множества красных, синих, белых деревянных домиков, - местный стиль вождения. Поворотник направо, - человек поворачивает налево, езда по разделительной и т.д. И ни одного полицейского…
На ночевку расположились в еще одном «кемпинге». А утром, то есть когда стало хоть что-то видно, увидели красивейшую бухту, горный кряж и шумную речку. Вдоль фьордов, через сосновые боры, высаженные по берегу Ледовитого океана финскими переселенцами в XVIII веке, добрались до Тромсё – столице норвежского Заполярья. Разительная разница с Мурманском. Яркие фонарики, витрины магазинов, туристы, красивый порт и музей Амундсена.
О музее несколько специальных слов. В отличие от питерского музея Арктики и Антарктики, где рассказывается об истории освоения и изучения полярных районов нашей планеты, здесь упор делается на способы добычи того или иного дара Арктики. В каждом из залов подробно демонстрируется, как добывать и разделывать то или иное животное заполярья. Как убить белого медведя, как разделать моржа, как прикончить тюленя и т.д.
Ознакомившись с практическими навыками выживания в заполярье, расположились на обед прямо на капоте машины, с видом на дом, где жил Амундсен.
Из Тромсё направились на границу с Финляндией. Поднялись на 500 метров, температура опустилась почти до минус 20. Машин нет, поселков в тундре тоже нет. Пересекли финскую границу. Тут же дороги стали менее извилистыми, появились знаки об ограничении скорости. В Норвегии даже в резком повороте таких ограничений не было. А если уж и видели знак «80», то тормозить точно нужно было до 60, а то гололед, обрыв с одной стороны и скалы с другой…
Проехали 200 км по Финляндии. Ни отелей, ни открытых кемпингов. Въехали в Швецию. Нашли пару отелей, но все номера заняты, понаехавшими в поисках северного сияния англичанами. Мы, кстати, так аврору бореалис и не увидели. Хотя в Тромсё турфирмы гарантируют его ежедневное свечение. А заночевать пришлось в хостеле, уже закрытом на зиму, но временно открывшемся по нашей решительной просьбе.
День по Швеции – это дорога через национальный парк Лаппония, включенный в список всемирного наследия Юнеско. Стада северных олений и семейства лосей, выходящие прямо к дороге, лисицы-чернобурки, то и дело перебегающие через дорогу. Над горизонтом стало появляться солнце, покрывающее косыми лучами еловые леса.
Уже затемно добрались до церковного Гаммельстада. Это городок, состоящий из красных деревянных одноэтажных домиков, окружающих главный городской собор. В них ночуют паломники, приезжающие сюда на церковные праздники. Такой средневековый аналог кемпинга. Хотя ребята назвали это место «гаражный кооператив «ЮНЕСКО». (город этот включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО).
К ночи выехали из Швеции в Финляндию, где и переночевали в небольшом отеле, управляемом пьяным финном. На утро начался снегопад. Дороги все сильнее заваливало снегом. Двигались в сторону Лаппеэнранты. Километрах в 200 от границы ребята отправились на закупки по финским супермаркетам. А потом граница, дорога на Выборг и Питер.
Отдохнув денек, выдвинулись на Москву. Трасса по причине как всегда нежданного снегопада, встала. Ехать пришлось по Вологодской трассе, свернуть на Устюжну, а дальше через Бежецк на Калязин. Дорога расчищена была всего в одну колею, так что разъезд со встречным транспортом подразумевал съезд в сугробы на обочину.
До Москвы добрались через 14 часов, проехав 750 километров. Всего на 50 километров больше, чем по федеральной трассе, по которой путь между двумя столицами в то время занимал дня 3-4.
Лапладнская сказка осталась позади. Но впереди новые маршруты, новые дороги, и новая поездка в Норвегию. В конце марта отправляемся в экспедицию на собачьих упряжках и снегоступах к самой северной оконечности континентальной Европы - мысу Киннеродден!
Хотите принять участие в экспедиции? Подробности здесь