Олег Мосяж о походе через Полярный Урал, июнь 2018.

Походы
Июль 2018 года
Инструктор: Дмитрий Алёшкин
Коми; Ямал
См. все
Коми; Ямал

Моя лента продолжает ежедневно обновляться новыми фотографиями и историями моих попутчиков, и я наконец тоже решил поделиться и своими впечатлениями.

Что это было? 

Семидневный поход по Заполярью, протяженность маршрута - почти 120 километров. Каждый день 15-20 километровые переходы с 20 килограммовым рюкзаком по тундре, километры заболоченной почвы, сотни метров через густой едва проходимый кустарник, называемый ерник. Восхождение на вершину Полярного Урала - гору Пайер, целый день в пути туда и обратно, практически всё время прыгая по курумнику - обломкам скал, простирающихся от подножья до самой вершины. Ежедневные броды через ручьи и речки с ледяной водой, полноводные благодаря активному таянию снега в горах.

Когда?

24-30 июня 2018 года.

Где?

Примерно между Воркутой и Салехардом, начало маршрута: станция Елецкая, завершение: станция Полярный Урал - 2300 км по железной дороге от Москвы, 100 км не доезжая до Лабытнанги.

С кем? 
Школа выживания "Волчица", два инструктора и 20 человек в группе.

Почему? 
Тишина, суровая северная природа, снежные вершины Уральских гор, нежные растения тундры и полное отсутствие людей и следов их деятельности. Было ли это преодолением себя? Возможно, для кого-то да, но для меня, пожалуй, нет. Конечно, это было непросто для неподготовленного организма, привыкшего проводить часы в офисе за экраном компьютера, особенно во второй день, когда был полноценный переход с утра до вечера. Эта нагрузка не могла не чувствоваться, но и к ней быстро привыкаешь. Несмотря на дорогую трекинговую обувь у каждого из нас, к концу дня ноги у всех были мокрыми - никакой Gore-tex не выдерживал многочасовой ходьбы по болоту, и даже если вдруг у кого-то ботинки не промокали, они всё равно набирали воду сверху, так как каждый день попадались места, в которых вода была выше самой высокой обуви. Более легкие ботинки успевали к утру следующего дня высыхать, тяжелые оставались влажными. Насекомых, которыми пугали заранее, оказалось не так уж много: москитная сетка от комаров пригодилась мне всего пару раз, мошка вообще ещё не успела появиться. Для меня всё-таки, в первую очередь, главной была смена обстановки. И, конечно, такой отдых (именно отдых, несмотря ни на что), когда голова полностью освобождается от московской рутины и суеты, от проблем и рабочих задач, в корне отличается от других активностей, таких как посещение мировых столиц, осмотра архитектурных достопримечательностей, автомобильных поездок или ничегонеделания на морском берегу. И даже от оффшорной регаты по Средиземноморью, в которой мне довелось участвовать в прошлом году.

Самые яркие впечатления:
1) Уникальная обстановка
Она сложилась в нашей группе из 22 человек, многие из которых не знали друг друга. Никто ни с кем не ссорился, не пытался доказать, что он самый главный, умный, важный или сильный. Убегающие вперед всегда дожидались самых медленных, в сложные моменты все помогали друг другу, на стоянках все общались, как добрые старые знакомые.

2) Броды
Их было не меньше 15 за время нашего похода. Во второй день при попытке первого серьезного брода одного из наших туристов поток сбил с ног, повалил вместе с рюкзаком и стал уносить. Остальные моментально среагировали, поймали, вытащили из ледяной воды, стали помогать сушиться и успокаивать. Такие случаи повторялись ещё несколько раз.

3) Восхождение на Пайер
Мы пошли на вершину на день позже, чем планировали из-за непогоды: в запланированный день вершин совсем не было видно из-за низкой облачности и тумана, вместе с моросящим дождем это делало восхождение слишком опасным. 1499 метров, вроде не так уж и высоко, но от места стоянки до вершины было около 10 километров. Это была радиальная вылазка, рюкзаки мы оставили в нашем палаточном лагере. Но даже налегке восхождение отнюдь не было простым: большую часть пути приходится максимально концентрировать внимание, переставляя ноги с камня на камень, удерживая равновесие. Многие камни неустойчивы, они пытаются выскользнуть из-под ноги с четким намерением если не переломать тебе ноги, то как минимум уронить тебя. Зато какое великое спокойствие и потрясающие виды заснеженных гор!

4) Холм, покрытый лиственницами
От стоянки, откуда мы ходили на гору, до станции Полярный Урал оставалось около 45 километров по прямой, по факту ещё как минимум на 5-7 километров больше, а времени всего два с половиной дня, поэтому нам необходимо было сделать два больших перехода, чтобы в третий день наверняка успеть на поезд. Местность была холмистой, достаточно сухой, и эта задача не казалась сложной. Мы не предполагали, что значительная часть нашего маршрута пролегает через непроходимый кустарник. И если по сухой тундре можно перемещаться со скоростью около 4 километров в час, по болотистой 2-3, то по ернику точно не более одного километра в час. Поэтому наш переход в этот день был особенно долгим. Наконец ближе к вечеру мы увидели холм, покрытый лиственницами. Это был пятый день нашего путешествия и первые деревья, которые нам встретились в тундре. Чтобы мы не расслаблялись, прямо перед холмом нам встретилось заснеженное поле, а потом дорогу перегородила широкая река, состоящая из трёх рукавов, каждый из которых пришлось последовательно бродировать. Зато сам холм был сухим и очень живописным: солнечная погода, река у подножья, вершины гор на горизонте - на мой взгляд, это было самое красивое место нашего похода. А благодаря наличию деревьев мы смогли набрать достаточно дров, согреться и подсушиться у костра и впервые приготовить на нем ужин.

5) Встреча с оленями
Следующий день - снова длинный переход. До станции ещё 27 километров. И если сначала была холмистая местность, то потом начались болота. В этот день многое было впервые. Впервые в большом количестве появились комары. Впервые болото простиралось на 5 километров, и два часа пришлось брести с трудом поднимая ноги без возможности даже сделать привал. Впервые за шесть дней, прошедших с начала нашего похода, мы встретили людей - оленеводов на квадроциклах, и заметили их стоянку. И наконец мы увидели самих оленей. Мы остановились друг напротив друга: наш отряд из 22 человек и стадо из тысячи оленей, и когда мы наконец двинулись, оленям пришлось посторониться и уступить нам дорогу. Это были интересные новые впечатления.

6) Мобильная лавка
Разбив палаточный лагерь для финальной ночевки через некоторое время мы услышали звук двигателя и увидели вездеход. Мы окружили его как туземцы и вынудили остановиться. Вездеход выезжает из Лабытнанги и развозит продукты по стоянкам оленеводов. Оказалось, что алкоголь, которым мы были бы рады отметить завершение нашего приключения, запрещен к распространению в тундре. Продуктами с нами пообещали поделиться, но только на следующее утро, после того, как обеспечат оленеводов. Для нас это было уже не очень актуально, поскольку на следующее утро мы планировали рано встать и сделать финальный 8-километровый рывок до станции. Мы уже забыли об автолавке-вездеходе, когда увидели фигуру с чем-то массивным и белым на плечах, идущую к нам прямиком от стоянки оленеводов. Что это: ягненок? Зачем он нам сейчас? Как мы его будем готовить? Мы уже даже успели поужинать и многие разошлись по палаткам, готовясь ко сну. Человек подошёл ближе, ягненок превратился в массивный пластиковый мешок. Со словами "Командир велел передать, с вас 3200 рублей" мешок оказался на земле. Подход не предполагал ни возражений, ни вопросов. Мы расплатились, отпустили гонца, и только после этого с интересом и любопытством набросились на мешок. Содержимое нас порадовало 6 десятками яиц, несколькими буханками хлеба, коробкой потрясающего на вкус печенья с маком, крекерами, конфетами, тушенкой и картофельным пюре быстрого приготовления. Как же просто доставить радость одичавшим туристам!

7) Штурм поезда
Почти каждый день мы просыпались в пять утра. Вечерами после переходов мы так уставали, что некоторые из нас уже в 7 вечера ложились спать, самые стойкие держались до 9. К тому же полярный день тоже специфически действует на режим: около полуночи солнце находится максимально близко к земле, в час уже вполне очевидно отрывается от горизонта, а в пять утра в ясную погоду уже очень заметно припекает. На завтрак, приготовление и сбор палаток уходило чуть более 2 часов, так что в полвосьмого мы уже всегда были в пути. И в финальный день мы вышли рано, так что уже к 11 утра были на станции Полярный Урал. В начале третьего шел скорый поезд на Лабытнанги, все мы собирались переночевать в Салехарде (на пароме через Обь, на другом берегу от Лабытнанги). И только у троих из нас, включая меня, были билеты на этот поезд, остальные заранее купили билеты на пассажирский. Мало того, что пассажирский отправляется лишь в полшестого вечера, так он ещё и идёт пять часов против двух скорого. Поэтому мы все решили сесть на скорый. Проблема в том, что билеты никому купить не удалось - на станции не было ни кассы, ни сотовой связи, ни, конечно же, интернета. В итоге было принято решение штурмовать поезд. Забавно было наблюдать, как 20 человек силой и хитростью вламывались в поезд за одну минуту, которую он стоял на станции.

Хотел написать максимально кратко, но не вышло. Отобрать из сотен фотографий несколько, которыми решил поделиться, тоже было непросто. Кстати, все они не мои, простите ребята за нарушение копирайта - свои я так и не успел разобрать до сих пор.

Ну конечно же, спасибо, Дмитрию Алешкину за идею, планирование и организацию этого замечательного тура. И спасибо всем, кто был эти дни вместе с нами!

Фотогалерея