Мария Романова-Пермякова о походе по Криту, январь 2019.

Эксклюзив
Январь 2019 года
Греция; Крит
См. все

Еще выбирая этот маршрут для похода на новогодние праздники, я представляла себе лёгкий расслабленный треккинг вдоль пляжей, красивые виды и солнышко среди зимы. Кто видел кусочки из сториз, уже знает, что это было совсем не так)

Сначала был волшебный вечер в Ханье. Это второй по величине город на Крите. В старом городе сохранилась венецианская гавань с арсеналом, турецкая мечеть Кючук Хасан и маяк (один из самых старых в мире). Это город узеньких улочек, где окна смотрят друг на друга, и между некоторыми домами расстояние настолько маленькое, что можно через окна передать что-нибудь соседям напротив или просто обменяться рукопожатиями.

На второй день мы с Пашей, Наташей и Матвеем доехали до Ставроса на автобусе, а оттуда по ущельям дошли до трех невероятных монастырей. Первый вырос из ниоткуда с огроменным, как говорит Паша, циклопическим, мостом через ущелье. Мост действующий, мы по нему ходили. Это часть крепости, в которую я залезла почему-то через какие-то задворки по скале) в скале же расположена церковь Марии Медведицы. Около неё мы увидели единственных туристов, встретившихся нам за все 7 дней маршрута.

На подъёме ко второму монастырю нас накрыл первый дождь. Это была такая прекрасная подготовка к основному походу. За тот день мы прошли 22 км и ещё 2 я пробежала утром по набережной Ханьи, исполнив свою давнюю мечту побегать в незнакомом городе. Мы увидели красивую природу Крита, оливковые деревья, опунции и апельсиновые рощи, много храмов, монастырей и церквушек. Чего не было, так это людей. Ни в одном монастыре кроме первого мы не встретили ни служителей, ни туристов, ни местных. Все открыто, можно зайти, взять свечку, поставить её, а вокруг никого и тишина. Удивительные ощущения. Вечером мы поужинали в ресторанчике на набережной, познакомились поближе и попробовали первый раз ракию с мёдом в качестве комплимента от заведения.

В 9 утра следующего дня мы выезжали в Элафонисси, откуда начинался наш поход. Отдельно хочу рассказать про отель (Tina Hotel). Уж насколько я не прихотлива, но даже мне он не понравился. Местоположение у отеля хорошее, хозяева приятные, но само здание чем-то похоже на склеп. Не интерьерами, а сыростью и холодом. Ледяные кафельные полы, сыроватая кровать. В общем, в отеле я провела самые холодные ночи своего отпуска. И даже кондиционер, включенный на +30 не помогал.

Итак, мы поехали в поход, по пути знакомясь с Машей и её сыном Володей, которые уже были на этом маршруте с Пашей в прошлом январе.

Так начались наши приключения. За эти 7 дней мы побывали в самых разных погодных условиях, но чаще всего все-таки шёл дождь (это объективно). Раза 2-3 был град, были грозы с громом и молниями, был штормовой ветер, было бушующее море, был снег и было очень очень тёплое солнце, которое согревало, высушивало нас и наши вещи, а также мгновенно поднимало всем настроение.

На первой стоянке мы с Пашей выбрали самое неудачное место для палатки — в низине и на песке. Тогда как Маша и Наташа поставили свои палатки повыше и на траве. Пошёл дождь, и под нашу палатку потекли ручьи и начала образовываться лужа. Пока Маша, Наташа, Володька и Матвей сидели под крышей, мы с Пашей под дождём спасали палатку, ковыряя в песке ров трекинговыми палками и хохоча. Переставлять палатку было бы не интересно. Я вспомнила, что метрах в ста видела детский совок, сбегала за ним, а нашла в итоге целых три. К копанию рва подключились Маша с Наташей. Параллельно мы обсуждали предыдущие походы. К закату ров глубиной около 10 см и длинной около 5 м был готов, можно было спать спокойно)

Я никогда так часто не встречала рассветы как на Крите. Это очень красиво. А кроме того утреннее солнце всегда высушивало наши тенты от ночных дождей. Даже в самые жуткие непроглядные тучи солнце умудрялось ворваться хотя бы на 30 минут. Тем самым давая нам возможность собрать рюкзаки, ничего не намочив. Пока мы шли, погода менялась. Мог идти дождь, но нам было все равно. Мы были такие разогретые ходьбой, что нам всегда было тепло. Кроме того мы шли в очень хорошем темпе. Я до сих пор немного удивлена тому, что мы так быстро шли. Причём все одинаково. Не было отстающих.

Когда мы уставали и делали остановку, пили воду, ели орешки или батончики, мы все время разговаривали. Вообще атмосфера похода была потрясающей. Как-то после долгого подъёма мы вышли к храму. Рядом с ним на дороге валялись апельсины. Помятые, потоптанные. Мы нашли 4 более менее целых, помыли их и съели. Они были такие сочные и настолько уместные именно в тот момент, что я начала верить в неслучайное случайное.

Первые дни мои ноги чувствовали почти каждый камень, а Крит — это остров камней. То один, то другой сустав давал о себе знать. И я уговаривала их немножко потерпеть, говорила своим ногам, что скоро они привыкнут.

На третий день похода я шла и думала «Что я вообще здесь делаю? С чего это я решила, что люблю походы? Откуда возникла такая уверенность? Нет, мне явно нужно запланировать какой-то другой отдых.»

На четвёртый день на маршруте был долгий подъем, а потом резкий затяжной спуск. И я поняла, что люблю взбираться по камням, люблю бежать вниз, люблю скакать с камня на камень. Я поняла, что мне нравится дорога вверх, дорога вниз и ровная дорога. И это было для меня большим откровением. Я думаю, что дожди в этом сыграли свою роль. Если бы все время светило солнце, мне было бы жарко на подъёмах, и я бы не получила того удовольствия от осознания, что мои ноги могут все.

На пути нам встречались люди, и все они были очень добры к нам. Один мужчина подвез нас в открытом пикапе до города. Как раз начался сильнейший ливень, а участок нашей тропы проходил по дороге, идти его пешком не было смысла. Поэтому мы под дождём проехались в кузове) я даже выходила в прямой эфир в инстаграме, это было эпично, жаль был только 1 зритель, а эфир не сохранился. Мокрющие мы вывалились из пикапа и ввалились в кафе Эверест, вода с нас текла ручьями на пол, хозяева кафе смотрели на нас, а мы на них, не в силах собраться с мыслями и сделать заказ. А потом повар минут за 10 нажарил нам шашлыков, картошки, нарезал греческий салат, и мы сидели и уплетали все это.

Из-за сильных дождей, море волновалось, было много осыпей на пляжах и вода поднялась. Некоторые запланированные ночные стоянки стали не возможны. В один вечер мы вышли на пляж, где негде было встать. Чуть выше стоял кош, из домика вышел человек и позвал нас к себе, предложил поставить палатки на своей территории, пригласил в домик, угостил нас оливками и салатом, на его плите мы приготовили себе ужин, мальчишки отогрелись у печки болгарина Марина, и мы все выпили чаю.

Чуть ли не с первого дня похода мы обсуждали возможность искупаться в море. Где-то в предпоследний день мы должны были пройти подходящий для этого пляж. Все дни я шла и думала, что купаться мне совсем не хочется. И вот мы вышли на тот самый пляж. Буквально за 15 минут до этого появилось солнце, такое тёплое и пригревающее. Так что, покидав рюкзаки, мы бросились кто переодеваться, кто раздеваться и скорее скорее купаться. Я не была уверена, что решусь на заплыв, даже когда была уже у кромки воды. А потом я увидела волну, представила, как это классно занырнуть в неё прямо сейчас и просто сделала это, с разбегу) вода была тёплая, волны качали нас, а потом выкинули на берег) вода была около 16 градусов, воздух, наверное, около 20.

За время похода мы шли вдоль пляжей, перелезали через камни, задействуя все части тела в опасной близости к бушующим волнам, пробирались "на цыпочках" по обсыпанным местам, взбирались по камням на мысы снова и снова, а потом следовали резким серпантинам вниз, мы шли по плато из каров, шли по дороге, а по бокам росли огромные сосны, видели белые пики Лефка-ори (горный хребет), шли по ущельям, в которых иногда пели птицы, а иногда гремел гром и каркало воронье.
Крит — такое удивительное место, я обязательно ещё вернусь туда, чтобы исследовать его дальше. Чтобы пройти по ущелью Самарии, подняться в горы и проплыть на пароме от одной деревеньки до другой.

В течение похода наша команда напоминала мне хоббитов, которые отправились отнести кольцо всевластия в Мордор. И погодные условия и наш ровный строй маленьких и больших людей этому вполне соответствовал. А ещё вымершие города и деревни и отсутствие вообще каких-либо людей. В одном совершенно пустынном поселении, мы запутались между улочками, шёл ливень (как водится), а народу никого. И вдруг откуда-то выскакивает бабулька с зонтом и собачкой. Мы давай у неё спрашивать, как выйти на тропу. А она смотрит на нас выпученными глазами (с нас вода течёт ручьями, при этом мы без дождевиков и абсолютно расслаблены), английский она явно не понимала, что-то бормотала и делала не уверенные шаги в сторону. Тут её зонт вывернуло, она пискнула, ткнула пальцем в сторону следующей деревни и убежала. Очень все это было комично.

В последний день из-за погодных условий мы отставали от графика и передвигались, как мне кажется, ещё быстрее обычного. Вдруг тропу разорвал обвал. Паша спустился ниже и вышел к провалу в тропе. Провал примерно в 2 метра вниз и 2 метра в ширину. Паша держал камни уцелевших боковин обвала руками, а мы по ним перемещались вниз. В какой-то момент ногу переставлять было уже некуда, так что я съехала одним боком, и хоть Паша меня и поймал почти сразу, все равно на ноге у меня до сих пор синеет память об этом злополучном месте. Но все остальные справились с переходом отлично и без травм. В тот вечер подходя к стоянке, мы все были мокрые насквозь, буквально до трусов и носков. Всю мокрую одежду мы сняли и кучей сложили снаружи, благо у всех была сухая сменная одежда и сухие спальники. Рано утром островок, на котором мы встали был похож на остров после кораблекрушения. Содержимое шести рюкзаков было равномерно распределено по поверхности этого островка. Вот была бы крутая фотография с квадрокоптера. К сожалению, мой телефон не выжил после дождя накануне и полностью обнулился. Последние полтора дня я не могла на него фотографировать( и всю самую жесть я не засняла) но она останется в нашей памяти))

Отдельно хочется сказать о людях в походе. Ведь это — его самая важная составляющая. С Пашей я была уже раньше в 3 походах, мне с ним было комфортно и спокойно. Но я не знала ни Машу с Володей, ни Наташу с Матвеем. Я даже боялась, что тема детей достанет меня и в походе) Но Володя и Матвей (9 и 13 лет) были настолько самостоятельны, так лихо бежали вперёд, помогали мамам ставить палатки под дождём, ниразу не пожаловались на сложность переходов или на мокрые вещи. И Наташа с Машей давали детям достаточно свободы, не пытаясь контролировать каждый шаг детей, хотя это, наверное, было сложно. А ещё я не думала, что есть на свете ещё одна Маша, которую так же, как меня притягивает север. Так здорово было слушать машины рассказы об экспедиции Амундсена. И вообще понимать, что я не одна такая странная со своей любовью к снегу, льду и холоду. Вообще в походы ходят удивительно интересные люди, по крайней мере мне везёт именно на таких. И я надеюсь, что впереди нас с Наташей и Пашей ждёт Марокко, надеюсь съездить с Майкой в гости к Маше в Прагу, провернуть одно дельце с Наташей, которое нужно было сделать уже давным давно, а ещё, конечно, побывать снова на этом удивительном острове.

Как это ни странно, но походы того и этого года идут по нарастающей сложности. Зимние под Шатурой и в Крыму, потом крымский детский, киргизский и теперь критский. Кстати, первый раз у меня в походе не болела голова. Что удивительно. Голова моя болит обычно от того, что слишком много думает или парится из-за чего-нибудь. А тут, не смотря на все природные катаклизмы, ей было хорошо) а ещё интересно с мозолями, их тоже в итоге нет. Хотя они пытались проявиться, и я даже одну заклеила в один день. Но потом я как-то себе сказала, что это все не серьёзно, что они слишком мелкие и не стала больше заклеивать. И на это они взяли и прошли. Вот так. Кажется, связь между мной и моим телом становится лучше.

Вернувшись в Москву, в тот же день я записала нас с Майкой на Ликийскую тропу в марте, а ещё сбегала в книжный и купила книгу Паоло Коэльо «Дневники мага» (о паломничестве и Камино).

Эта поездка, совершенно точно, была особенной для меня. Я очень наполнилась от природы, погоды и общения. Как правильно заметила Маша, жаль после похода с его физическими нагрузками снова сидеть на попе ровно. Так что постараюсь что-нибудь себе придумать.