Поход по южному Дагестану

Инструктор: Дмитрий Алёшкин
Республика Дагестан
См. все

Быть первопроходцем. Маршрут по горам южного Дагестана. Подъем по тропе с рюкзаком в 18 кг на 3600 метров, а потом спуск. И это не восхождение, а просто поход. Этой тропы нет ни на одной карте. От заброшенного горного сила Ухул через скальное основание Шалбуздага к Курушу, самому высокогорному селу России (2500 метров над уровнем моря).

Направление утром нам указали пастухи. Идите по ручью вверх и на самом верху по ровному, а потом спуститесь. Сверили слова с военной картой. Выдвинулись. Через 4 часа на высоте 3300 метров мы поняли, что идти по ровному, это выйти к самой скальной основе купола Шалбуздага. Никакой тропы под ногами у нас не было. Шел я просто по рельефу и направлению. Последний раз так, по-настоящему, ходил уже больше года назад зимой на северной Камчатке, а до этого пересекая плато Путорана.

Даже выйдя к вертикальным склонам, не стало ясно, как идти дальше. По большей части склона сошел сель. Пересечь пропасть глубиной в полтора километра – дело не простое. Именно поэтому нам постоянно приходилось набирать высоту, прижимаясь к скале. Так мы и вышли на 3630 метров над уровнем моря. 6 часов с высоты в 2000 метров. А теперь вниз. По хребту, ориентируясь по карте и рельефу. Нужно было пересечь три реки в самом истоке, поскольку в низинах они текут в каньонах глубиной в сотни метров.

И тут началось самое интересное – к вечеру набежали облака, слышался гром. В ущелье, где располагается Куруш, стоял туман. В него мы и зашли. Начался дождь, потом град и снег. Молнии били над головой. Стремительно темнело. Вымокли мы до последней нитки. В тумане искать путь было еще труднее. Нужно был идти по склону, скользя на мокром глинистом грунте, стараясь не уйти в овраги и каньоны по сторонам.

Куруш появился из тумана словно Сайлент-Хил. У первого же дома мы встретили пастуха, который нам несказанно удивился. Через 10 минут мы уже сушились у него дома, пили чай, коньяк, ели домашнюю сметану и хлеб.

А день начинался в палатках с видом на заброшенный поселок Ухул. Сотня домов, кладбище, размытые могилы, из которых торчат кости предков. Горное ущелье, наползающий утренний туман. Никакого транспорта. Размытые тропы и старинные каменные мосты. Пастухи, которые всегда угостят молоком, хлебом, сметаной.

Это был лишь 1 день нашего похода по южному Дагестану. До этого от Кураха на высоте в 1000 метров мы через аул Хюрехюр (село в селе) поднялись на 2400 метров, прошли заброшенное село Гра, копию Мачу-Пикчу, спустились в село Ахты, а оттуда поднялись на 2000 метров в заброшенное село Ухул. Здесь вовсе нет туристов. Это вам на Гамсутль, куда стоят очереди. Сюда можно попасть только пешком. Порой, в таких селах еще живут люди. И таких мест на юге республики десятки. Только троп к ним нет даже на картах. Тропинки к ним знают пастухи. Или… хорошее знание топографии и умение читать карты.

Мы продолжаем открывать белые пятна на карте нашей страны. Южный Дагестан, граница с Грузией и Азербайджаном. Мы здесь первые! Даже пастухи удивились нашему переходу. Они здесь бывают не чаще раза в год.