Снежные перевалы Саян, солнечные морозные степи Хакасии, курганы, пустыни Тувы, Енисей, музей Ленина в Шушенском, поломки машины, знакомства с местными жителями, центрально-азиатская кухня и многое многое другое. Всё это за 4 дня нашего путешествия по Саянам.
Для начала мы поехали на север Хакасии. Салбыкский курган – российский Стоунхендж. Каменные блоки весом в 20 тонн, выставленные по периметру. Здесь был погребен царь, которому подчинялись все окрестные земли в V веке до н.э. Тагарскаю кульутура, государство динлинов. Оно возникло на территории России за 1500 лет до Киевской Руси. А в учебниках истории об этом ни слова. Рядом находится Большая Боярская писаница, петроглифы, повествующие о тех временах.
Кстати, на улицы -18, 4 ноября. При этом снега в степи нет, и ярко светит солнце.
На одной из грунтовых дорог в нашей машине что-то отваливается, и мы почти 4 часа проводим в придорожном кафе в ожидании ремонтников. Интересный факт – несмотря на комендантский час и локдаун, все кафе в республике работают.
К вечеру добрались до Шушенского, места 3-летней ссылки В.И. Ленина с 1897 по 1899г. Утром идем на экскурсию, смотрим, где и как жил и работал вождь мировой революции. И дальше едем в Саяны. Проезжаем перевалы через природный парк «Ергаки». Останавливаемся каждые 5 минут, чтобы насладиться морозным видом скал.
Рано утром из Кызыла стартуем на юг Тувы. Степи переходят в хребет Танну-Олу, по которому еще 100 лет назад проходила граница с Монголией. За ним открывается вид на пустыню Малая Гоби, заповедник «Убсунурская котловина», памятник Юнеско. По замерзшим барханам добираемся до озера Тере-Холь. А на обратно пути пробиваем колесо, менять которое нам помогают проезжающие тувинцы. За один день мы увидели 4 смены пейзажа. Степи, снежные перевалы, пустыня, священные капища шаманов.
За последний день путешествия из Кызыла в Абакан через Абазу проехали более 800 км. Долина Енисея, буддистский монастырь в Чадане, статуя «Чингисхана» в Ак-Довураке, и вновь снежные перевалы на 2200 метров на границе Тувы и Хакасии. В Абакан вернулись в 2.30 ночи.
Южная Сибирь, Хакасия и Тува, пожалуй, самые разнообразные регионы России. А мы побывали во всех регионах нашей страны. Тыва – самый красивый, интересный и сильный из них.
В мае вновь отправляемся в эти края.
***
Хакасия – это бесконечные степи, горы, Енисей, курганы, петроглифы. Абакан, 7 утра. При посадке пилот объявляет: «на улице -18 градусов». 4 ноября. По салону шепот удивления.
На улице снег. Но вот показывается солнце и настроение улучшается. Морозно, но сухо. Садимся в машину и отправляемся на север республики. В городе действует комендантский час, всё закрыто. А вот на трассе работают кафе, там центр притяжения.
Сытно позавтракав, едем в степи. 2500 лет назад на территории Хакасии существовало государство динлинов-скифов. Они рыли каналы для орошения, добывали металл в горах, а своих царей хоронили в курганах. Самый большой из них – Салбык. Прямоугольной формы почти 30 на 40 метров. По всему периметру стоят огромные каменные плиты весом до 20 тонн. В центре находилось погребение царя. Со стороны очень напоминает Стоунхендж.
Вся долина усыпана десятками курганов, светит солнце, а под ногами хрустит снег. Посадка у нашего микроавтобуса низкая, цепляем камни. По дороге к Боярской писанице рядом с Енисеем мы так что-то зацепили дном, что хруст и скрежет стал разноситься от нас по всей степи. Петроглифы, где изображены поселения тагарцев-динлинов (Тагарская археологическая культура), их воины, сцены охоты, мы нашли почти сразу. Со скрипом добрались до асфальта, и тут у кафе прождали ребят из проката.
Они часа 4 разбирали подвеску, но так и не нашли причину поломки. Со скрежетом поехали в Абакан, где уже в сервисе обнаружили все отвалившиеся части на днище. Уже ночью мы выбрались из Хакасии в Красноярский край, Шушенское, где никакого комендантского часа нет.
А утром мы отправились гулять по музею-заповеднику В.И.Ленина. Деревянные избы, хрустящий снег, -15, и солнце. Создается впечатление, что Ильич не отбывал здесь ссылку, а поправлял здоровье, словно в санатории. За жилье и стол он платил 8 рублей в месяц (это 2 ведра водки в тех ценах), а на переводах зарабатывал до 1000 рублей. С ним жила Надежда Константиновна и домработница, а сам вождь любил ходить на охоту с владельцем дома.
Из Шушенского направляемся на перевал в Саяны. Обледенелая дорога идет через природный парк Ергаки. Здесь уже открылся лыжный сезон. Скальный хребет, укутанный снегом, в закатных лучах солнца смотрелся великолепно. Всё-таки солнечная морозная сухая сибирская зима гораздо приятнее московской тёплой слякоти.
Уже в ночи мы добрались до перевала, отделяющего Красноярский край от Тувы. До 1943 года здесь проходила граница СССР. Сейчас здесь стоит большой шаманский монумент, увешанный ленточками. Мороз крепчает, снега за перевалом нет. Мы едем в Кызыл, самый криминальный город России, как говорят некоторые несведующие.
***
Тува – самая необычная республика во всей России, а по мне так и самый красивый в природном отношении регион нашей страны. А я уже побывал практически везде. В состав РСФСР она вошла добровольно в 1943 году. А еще Тувинская Народная Республика первой объявила войну Германии, сразу после нападения на СССР 22 июня 1941 года. На фронт отсюда ушли тысячи добровольцев. Да, и еще, здесь в Чадане родился министр обороны Сергей Кожугетович Шойгу.
В Кызыл мы приехали поздно, и уже рано до рассвета направились на самый юг республики. На дороге мы останавливались чуть ли не каждые 15 минут. Встречали рассвет, фоткались. Было ощущение, что мы где-то в западных штатах США. Сперва ехали по степи, потом начали подниматься на хребет Танна-Олу, по которому до 20-х гг XX века проходила граница ТНР и Монголии. Вновь появился снег. На перевале стоят два святилища – буддистское и шаманистское.
Первый раз в Туве я был в 2003 году. Тогда о буддизме здесь мало, что напоминало. Но к нашим дням количество дацанов и святилищ возросло в разы. Ведь вера в духов и шаманов, традиционная для этих мест, не противоречит учению Будды.
Спустившись с перевала вдоль замерзающих рек, мы вновь оказались в степи, окруженной высохшими горами. Именно так выглядит Сахара, только там гораздо теплее. У поселка Самагалтай мы искали оленные камни, стоящие здесь с эпохи скифов. Это каменные столбы высотой в метр, на которых вырезаны олени, посланцы в верхний мир из мира живущих. Культ жертвоприношения белого оленя до сих пор сохранился у многих народов Сибири.
Заехав в поселок Эрзин, где на здании красовался плакат с призывом к вакцинации а рядом стоит столб для вязки коней, отправляемся еще южнее к озеру Тере-Холь. По дороге переезжаем реку Тес-Хем. На улице мороз, и на воде при сильном течении формируется лёд. Он плывет отдельными льдинами, которые, цепляясь друг за друга, шуршат словно песок.
За рекой начинается заповедник «Убсунурская котловина», включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще чуть-чуть, и мы въезжаем в настоящую пустыню, Малая Гоби. Отсюда до границы всего километров 5. 30 километров по грунтовке не прошли даром. На обратном пути пробили колесо, в замене которого нам помогали проезжавшие мимо тувинцы. В прокате нам забыли положить домкрат в машину.
К ночи мы вернулись в Кызыл, где в «закрытом» ресторане отведали манты и манчи из оленины. А на утро снова в путь. Едем на запад, вдоль Енисея. Первая точка – Шагонар, ничем непримечательный гордок, расположенной в степной долине, окруженной горами и Енисеем. Далее Чадан – там нас ждет буддистский монастырь Устуу-Хурээ. Сейчас он восстановлен. Но здесь сохранились стены старого храма, разрушенного в годы советской власти.
Еще дальше на западе у Ак-Довурака мы добрались к статуе половецкого воина, прозванного в народе Чингизханом. Сейчас из него сделали буддистское святилище. Зачем..? Ведь такие «каменные бабы» стоят по всей Евразии от Монголии до Украины.
Уже на закате начинаем подниматься на перевал по дороге, ведущей через Саян на Абазу в Хакасию. К 11 вечера мы в сугробах на высоте 2200 метров. Отсюда начинается Хакасия. 220 километров без связи, без единого поселения, с несколькими встречными машинами и единственным таежным кафе, где мы очень вкусно поужинали.
Уже ближе к полуночи на одном из ледяных подъемов перед нами развернуло груженую металлоломом фуру. С трудом водителю удалось выровнить грузовик и пропустить нашу машину. В Абазе мы раздобыли номер местной Дежурной части, откуда вызвали патруль на помощь дальнобойщикам. Лишь к 2.30 ночи мы были в Абакане, а самолет на Москву вылетал в 7.45. Поспать удалось всего пару часов.
Повторюсь, Тува – самая красивая республика России. И я планирую сюда вернуться, чтобы проехать дорогой вдоль границы, добраться до уйгурского города-крепости Пор-Бажен, или вновь пройти через плато Дерби-Тайга.