К зимним Суломайским столбам. Эвенкия

Инструктор: Дмитрий Алёшкин
Красноярский край
См. все

Мороз где-то между 20 и 30 градусами, на Подкаменной Тунгуске местами выходит вода, а сугробы по берегам почти по шею. Идем на лыжах к Суломайским столбам, малоизвестному чуду природы России. Впереди 145 километров. А руки в перчатках не отогреваются первые полчаса перехода. Набираю текст уже дома, а подушки пальцев до сих пор словно ватные.

Утро, солнце, Красноярск. Загружаемся в микроавтобус. Нас 6 человек. У каждого сани, полные снаряжения, одежды, еды. Вес на каждого от 30 до 40 килограммов. Первая остановка – Енисейск, это 5 часов по асфальту. Дальше начинается зимник, дорога, существующая только зимой. Пока ночуем в городе, а заодно гуляем по улочкам, застроенным купеческими особняками и церквями в стиле «Уральское барокко». Когда-то это была столица Восточной Сибири, потом Енисейской губернии, сейчас Енисейск – кандидат в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Утром выезжаем на зимник. Но уже в 2 часа вновь остановка. Поселок Новоназимово на берегу Енисея. Впереди еще 370 километров, водитель ехать по ночи не хочет. К тому же оказалось, что в соседнем селе у него живет друг, которого он давно не видел. Мы же ночуем в деревянном здании местной администрации. Две комнаты с кроватями, чайник, туалет на другом этаже, продукты в соседнем деревенском магазине.

На утро снова в путь. Начались горы, где мы то и дело выходим из микроавтобуса, толкаем его вверх или ждем, пока он сам вскарабкается на очередную вершину. Уже к вечеру, а темнеет здесь в конце февраля к 18.00, добираемся до Бора. Вновь гостиница, уже приличная, и вновь поход в магазин. А еще выкладка снаряжения, подготовка к выходу.

Светает, -22. Мы, впрягшись в сани, пешком гордо шагаем к берегу Енисея. Местные жители провожают нас недоуменными взглядами. Выйдя на лёд, надеваем лыжи. На переход среди торосов на восточный берег у нас ушло около часа. Еще минут 30, и мы в деревне Подкаменная Тунгуска, что в устье одноименной реки. Нас встречают собаки, а из жителей мы увидели лишь одного человека, уверившего нас, что по реке идти можно, хоть до Кузьмовки (200 километров).

Начинается наш недельный переход по Тунгуске. Идем по снегоходному путику. Скорость не больше 4 километров в час. 60 минут идем, 10 минут отдыхаем. Отдыхом, правда, назвать это сложно. Мороз. Как только останавливаешься, сразу выстываешь, хоть и утепляешься. Первыми вымерзают пальцы рук. Начинаешь двигаться, ноги согреваются почти сразу, а вот руки – на это уходит почти пол часа. Интересно, бывают лыжные палки с подогревом ручек? Ведь именно они остывают сразу, и потом ты их отогреваешь теплом собственных рук.

За первый день прошли 27 километров. На закате встали у берега, поросшего лесом. А вот добраться до него было настоящим испытанием. До деревьев всего метров 50, и снег глубиной под метр. Пухляк. Пешком не пройти, на снегоступах эффект такой же. Лыжи зарываются. Выручил Боря со своими лыжами шириной в 10 сантиметров и санями-рыбацким корытом. У всех нас были норвежские нарты, а у него одного самодельные отечественные. Он цеплял их за веревку, как телегу, тянул в лес, почти не проваливаясь, и там наполнял дровами. Помогал ему Ян. Хоть с каждым днем мозоли на пятках у него только росли, но каждый вечер он отправлялся с Борисом в лес, и уже в ночи с фонариками они набирали нам топливо на хороший костер.

Мы же в это время ставили палатки, утрамбовывая под них снег на самом краю реки. Палки и лыжи в снег втыкать было бесполезно, они проваливались в снег до льда и падали. Растяжки крепили к саням, а потом закапывали палатки с боков. Следующее действие – откопать тропу к берегу и отрыть котлован под костровище. И откопать его там, где под снегом нет льда, а есть земля. Иначе большая часть дров ушла бы на растопку твердой воды.

На установку лагеря и приготовление ужина у нас обычно уходило часа три. Сперва в четырех котелках мы топили воду из снега. Потом варили рис, гречку или макароны с тушенкой, делали чай. И наполнял термосы горячей водой. Утром процедура повторялась. Вода в термосах была нашим единственным источником влаги на весь день, ведь зимой на морозе попить взять больше негде.

Обустройство в палатке – коврик, на него спальник. Влажные вещи в спальник на просушку, куртку и штаны выкладываешь по краю. Ботинки и лыжные ботинки ставили в ноги. Да, забыл рассказать. По приходу на место лагеря первым делом нужно было переодеться. Снять лыжные ботинки и ходовые штаны, надеть более теплые и сухие. И еще толстую куртку поверх ходовой. Я еще доставал меховые краги для зимней сварки. Только основательно утеплившись, приступали к работам по обустройству лагеря.

Ложишься спать. Снимаешь все теплое, надеваешь термобелье, укладываешься в спальник. В это время температура в палатке поднимается градусов на 10-15 по сравнению с забортной. У нас каждую ночь тут же под потолком образовывалась оттепель и капель.

Утром вся процедура повторялась в обратном порядке. Просыпаешься в спальнике, вымокшем вокруг головы от дыхания. При этом вся палатка внутри покрыта инеем. Внутри порядка 15 градусов мороза. Нехотя раскрываешься, снимаешь термобелье, и надеваешь промерзшую за ночь верхнюю одежду. Потом ледяные ботинки. И быстрее на улицу, греться от движения, а потом и у костра.

И так 7 дней к ряду. Лишь раз было исключение. Потеплело до -2, что даже спать было жарко.

Новый день – и еще 22 километра по замерзшей Подкаменной Тунгуске. Идем – греемся, отдыхаем – мерзнем. За день проходим 5 переходов. Хоть и встаем в 8 утра на рассвете, но порядка 3 часов уходят на сборы, растопку воды и завтрак. В 11 выходим, а к 5 уже нужно выбирать место для лагеря, вновь копать траншеи под костровище и отправляться в экспедицию на сбор дров.

К середине четвертого дня мы дошли до поселка Суломай. 80 километров от устья реки. Здесь живут кеты, самый малочисленный народ России. Их 200 человек. Тут же к нам на снегоходах выехало несколько местных ребят, осмотрели наше снаряжение и сказали: «Идете к столбам, сфоткаться, а потом обратно? Неплохая идея!». За это время Палыч успел добраться до местного магазина, где закупил пирожки с олениной и сладкую газировку. По сравнение с топленым снегом это был райский напиток. Заодно мы договорились, что на пути обратно из деревни нас довезут до Бора на снегоходах.

К вечеру мы разбили лагерь на острове Чёрный в 8 километрах от Суломая. К полуночи вышла яркая Луна, а к утру температура упала под -30.

Благодаря договренности о снегоходах у нас появилось время. Выспавшись, нам предстояло пройти всего 10 километров, два с половиной перехода. Идем по реке. В одном месте попробовали сойти со снегоходного путика. Тут же завязли в снегу по колено, скорость упала раз в пять. А к вечеру, пока мы ставили лагерь, к нам из деревни прибежало две лайки. Сперва они долго на нас лаяли, но вкусив первые куски сахара, они стали нам верными друзьями на ближайший день.

Мы вплотную подошли к Центральносибирскому лесному заповеднику. По берегам росли мощные кедры и лиственницы. Поход за дровами, по словам Бори и Яна, был похож на настоящую экскурсию в дикую тайгу. Еще одна особенность – мы встали на косе и, раскопав, котлован, костровище у нас оказалось на каменистом береге.

План 6-го дня. Встать в 8 утра и налегке без саней дойти до столбов. Это 15 километров туда и столько же обратно. Потом собрать лагерь, упаковать сани и пройти 10 километров в обратную сторону к предыдущему лагерю. Там еще с прошлой ночевки мы заготовили дрова впрок. Семён решил с нами не ходить, поэтому он встал этим утром раньше всех, развел костер и приготовил завтрак, обеспечил нам ранний выход без лишних хлопот.

Без саней бежалось не то что легко, даже незаметно. И это несмотря на то, что путик от снегохода кончился и мы тропили по свежему снегу. Во многих местах река вскрылась, так что наш путь лежал рядом с открытой водой. По берегам тог и дело были видны охотничьи избушки. Только вот добраться до них было почти нереально. Они стоят на высоком берегу, а уровень снега вокруг них выше метра. И никаких троп.

День был солнечный. Часа через полтора мы увидели первые скалы. Сперва они нас не впечатлили. Но вот солнышко поднялось чуть выше, и оказалось, что горы льда на противоположном берегу – это столбы, полностью заиндевевшие. Десятки. Высотой в 60-70 метров. А между ними лиственницы и пихты. Проходим еще один поворот реки, и за ним открывается новая стена, напоминающая древний, обрушающийся замок. Еще поворот – и еще столбы. А в это время мимо проходят волны тумана. Над проталинами Тунгуска парит.

На карте Генштаба Столбы не указаны. Указаны отдельные скалы, но не эти причудливые образования. Мы искали их наугад, зная, что от Суломая до них 20-30 километров. Нашли!

Обратно 15 километров мы без остановки пробежали за 2 часа. Перекусили, собрали палатки и двинулись в обратный путь. Тут погода начала портиться. Потеплело и повалил снег. Идти без желтых линз на очках и масках было невозможно, ничего не видно. Темнело. К лагерю подходили уже в ночи с фонариками. Благодаря заготовленным накануне дровам ужин мы приготовили моментально. Усталость и потепление сделало нашу ночь. Спалось идеально. Только сыро.

До Суломая оставалось пройти всего 10 километров. Но! Валит снег, нашей лыжни не видно. Белая мгла перед глазами и под ногами. Идем словно по минному полю, палками нащупывая плотный или мягкий снег. Даже в жёлтых очках глаза первого идущего начинают болеть. Зато идти позади легко, четко видны красные сани и колея от них. В Суломае нас встретили сперва лайки, а потом и ребята на снегоходах. Переодеваемся, надеваем сухое и все самое теплое. На себе я насчитал 6 слоев одежды.

80 километров в санях мы преодолели за 5 часов. За все зимние походы это была самая комфортная поездка. Не было холодно, ничего не сломалось, мы не заблудились. Разве что немного промокли. Температура поднялась до ноля. Доставили нас прямо до гостиницы в Боре.

Уже утром, немного просушив снаряжение, мы отправились в обратный путь на микроавтобусе по зимнику. 12 часов до Енисейска. На реках уже начала проступать вода. В одном месте нам даже пришлось выталкивать наше транспортное средство. Ночевка в Енисейске, посещение великолепного краеведческого музея и 5 часов по асфальту до Красноярска.

У нас за спиной зимние походы по Лене в Якутии, по Колыме к озеру Джека Лондона в Магаданской области, к мысу Дежнева на Чукотке, от Охотского моря через Камчатку в Корякии, к мысу Нордкин в Норвегии. Теперь по Подкаменной Тунгуске в Эвенкии. Готовим следующий поход на будущую зиму. А в мыслях Гренландия и Антарктида.

P.S. помимо нас шестерых в нашей команде был еще один участник. Осьминожка. Он позировал во многих красивых местах, передавал привет в Москву по спутниковому телефону. Даже была мысль отпустить его на свободу. Оставить на льду Тунгуски. Весной лед бы вскрылся, и по течению через Енисей он выплыл бы в Ледовитый океан, а далее к своим собратьям.