Места силы, Тува, Хакасия

Инструктор: Дмитрий Алёшкин
Тыва; Хакасия
См. все

Остров-город Пор-Бажен, горы Сундуки, курганы скифов и тюрок, соленые озера, долина Царей, наскальные рисунки – всё это мы увидели во время экспедиции по Хакасии и Туве 22-28 мая.

Самое главное в этом путешествии – приключения. Нас было 6 человек, мы передвигались на Дефендере, что позволяло сворачивать на любую грунтовку, взбираться в горы, преодолевать реки.

Начало путешествия – это музей Абакана с его собранием петроглифов и стел за последние 5000 лет. Затем – Салбыкский курган и ворота в царство мертвых в 100 километрах от Абакана. Совсем рядом находится уникальное место – Бородинская пещера. Сталактиты и сталагмиты, летучие мыши и огромные залы. Добраться сюда не просто, по грунтовой дороге по холмам и лесам. И еще один объект по соседству – курган Барсучий Лог. Он раскопан археологами, но ведет сюда только полевая грунтовая дорога.

Ночевать мы встали в палатках на соленом озере Шира. Был план искупаться. Но погода с +30 резко испортилась на ветер и дождь, плавание пришлось отложить.

На следующий день добрались до Туимского провала – горы, в 30-40е гг изрезанной шахтами по добыче меди. Ее купол обвалился и сейчас в ее центре зияет кратер, превратившийся в озеро. 20 лет назад это был заброшенный хозяйственный объект, сейчас – музейный объект.

Отсюда совсем недалеко до гор Сундуков, Хакасского заповедника. Рельеф очень напоминает Сахару. Волны-утесы в количестве 5 штук вздымаются над долиной, словно готовые обрушиться на них. Здесь мы смогли въехать на все основные видовые точки, хоть уклон подъема был в 45 градусов. Как сказал Семен: «А зачем идти наверх пешком, раз уж мы сюда приехали». Иногда и такая логика срабатывает.

Сулекская писанница – петроглифы времен скифов и их предшественников. На камне высечены олени, горные бараны, всадники. Хоть туристы сюда добираются очень редко, но память о себе оставляют на века. Поверх древних рисунков высечены имена и даты начиная с начала XX века.

Добравшись до Шушенского и проведя ночь в срубе, похожем на тот, где отбывал ссылку Ленин, через Ергаки и перевалы мы добрались до Кызыла, столицы Тувы. Кстати, Ергаки по поверьям тувинских и хакасских шаманов – это некое подобие ада. Сюда после смерти отправляются души чёрных шаманов.

В Туве началось наше самое главное приключение – поездка на озеро Тере-Холь к острову-городу Пор-Бажен. Официально дорог туда нет, но есть грунтовка, которой пользуются золотари. Для начала мы доехали до поселка Эрзин на монгольской границе. По дороге посмотрели оленные камни и оваа, места, где на перевалах приносят жертвоприношения духам.

Здесь, пройдя проверку в ФСБ и пограничников (район приграничный), нам удалось разузнать нужное направление. Осмотрев нашу машину, местные заявили, что путь мы преодолеем. Впереди 210 километров. Первые километров 70 грунтовки, пыль, редкие заезды в реки. Тепло. На ночь остановились у дороги на реке, поставили палатки. Девчёнки очень боялись прихода медведей. В горах шел лесной пожар, звери спускались вниз. А за час до этого мы встретили рысь, охотившуюся на краснокнижных серых журавлей.

На утро количество участников не изменилось, медведи не приходили. Но дорога резко поменялась. Мы поднимались в горы. Едем по камням, а местами прямо по руслу реки. Поднимаемся на перевал. И снова реки и ручьи. Местами ползем вверх на первой передаче. Взбираемся на 2500 метров. Потом опять спуск, опять подъем на еще один перевал. Ни одной машины на встречу. Снова перевал, снова спуск. В одной из рек, где мы погрузились по капот, камнем переломило стойку амортизатора под задним колесом. Со скрипом еще за 4 часа мы добрались до Кунгуртуга. Тут же на улице поселка встретили местного председателя. Он решил все наши проблемы. Нашел сварщика и дом, где мы смогли переночевать. Две кровати, печь, вода и туалет на улице. А еще всю ночь шел дождь, что вселяло тревогу о дороге обратно.

Оказалось, что мы случайно приехали на праздник – день чествования духа озера, Синего Быка. Все село собиралось на берегу, ламы молились, возжигали костры с жертвами духу. Мы оказались почетными гостями, нас угощали местными явствами и хан-чаем. А вот лодку к острову найти мы так и не смогли. На древний уйгурский город пришлось смотреть со стороны. Казалось, что местные не сильно хотели, чтобы мы добрались до священного для них острова.

Дорогу обратно усложнил прошедший дождь. Колеи развезло настолько, что мы увидели даже застрявший УРАЛ. Реки тоже поднялись. А уже на спуске со второго перевала у нас выбило обе передние стойки. Дальше ехали совсем медленно, на каждой кочке получая удар по подвеске словно кувалдой. В Эрзин мы приехали к полночи. Попытались найти гостиницу. Всё закрыто. Только местные просили продать им водку, да патрульный джип с пьяными полицейскими, удивленными нашим присутствие в их селе.

К рассвету мы добрались до Кызыла, где, немного поспав, я поехал в местный автосервис, а ребята вкушали всевозможные яства местной кухни. К 5 часам, отремонтировавшись и отмыв машину, мы выехали в Долину Царей. Курган Аржаан 2 – место, где было найдено не разграбленное захоронение скифского царя и царицы, десятки килограммов золота. Часть из него представлено в музее в Кызыле, часть в Эрмитаже. На месте же – круг из камней и безграничные степи, окруженные горами.

Обратная дорога через Саяны, и к полуночи нас уже ждала гостиница у аэропорта в Абакане. Мне же на утро предстоял путь в Красноярск, на Алтай, в Казахстан. А ребята улетали в Москву.

Каждое путешествие порождает планы на новый путь. Теперь в планах проехать по маршруту из Горной Алтая через Монголию в Туву. По местам, где зародился не один народ, пришедший из Азии в Европу за последние две тысячи лет.