Успеть за 30 минут. Сплав по Ямалу

Эксклюзив
Июль 2022 года
Инструктор: Дмитрий Алёшкин
Ямал
См. все
Ямал

Потерпеть кораблекрушение в первый же день сплава. При этом пройти по воде 180 километров по реке Собь за 8 дней, пересечь Полярный круг, накормить тысячи комаров, оводов и мошки, самим поесть хариуса, и, самое главное, увидеть все пейзажи Заполярья – от скал и горной тундры до разлившейся Оби.

Почти все галочки в походе мы поставили в первые 30 минут. Встретившись на станции Полярный Урал и загрузив два наших рафта, мы вышли на воду Соби в самых ее верховьях. На восток Сибирь, на запад – Европа. Между реками, текущими в разные части света всего метров 50.

Ширина реки метров 10-20. Каменистое дно, но течение хорошее, метра 2,5 в секунду. Проходим один поворот, скребем по камням, проходим второй. Первый рафт скрывается за поворотом. На нем ребята сидят втроем. На нашем 4 человека, и все дно завалено вещами. Плотно садимся на камень, пытаемся раскачать плавсредство, не хочется выходить в ледяную воду и тащить рафт за собой. И тут Саша, сидящий на правом борту неуверенно мне говорит: «Кажется, мы тонем». Дальше все события уложились секунд в 30.

Наши рафты состоят из 4 сегментов. Пробив один, вполне какое-то время можно идти и на трех. Оказалось, что мы сели на старый железный штырь, оказавшийся в реке еще со времен строительства железной дороги на Лабытнанги в начале 50-х гг. За несколько секунд арматура пропорола нам оба правых баллона. Тут же течением унесло сумки. Ребята с пробитого борта моментально оказались на берегу. Лёха стоял в воде по колено в спасательном жилете и со всеми веслами в охапку. Саша бежал по камням, пытаясь догнать уплывающие гермомешки. Митю, сидевшего на носу на левом борте, несло течение. Глубина здесь сантиметров 40, но при таком течении встать на ноги практически невозможно. Это чревато переломом. Плывешь по реке и ждешь, пока вынесет на отмель.

Я же вцепился в пол рафта, и несся по течению, то и дело уходя под воду. До сих пор не верилось, что в самом начале сплава потеряли один из рафтов. Вся суета прекратилась, когда меня вынесло на камни. После этого начался сбор вещей, остатков судна, весел, установка лагеря.

А вот, как это виделось со стороны. Палыч, Саша и Миша прошли на первом рафте за поворот и встали на отмели в ожидании. Сперва появилось весло, потом зеленая гермосумка, потом красная. Потом стали выплывать и люди. Пройдя 1 километр, первый день сплава закончился. Ко всему прочему начался еще и сильный дождь, а многие сумки при потоплении залило водой. Так что спали мы сыро, но глубоко. Зато без комаров.

Пробоины на баллонах оказалось длиной в 70 и 40 сантиметров, клеить их было бесполезно. На выручку пришла смекалка. Из двух оставшихся частей мы связали полрафта. Такая лодка, как бы обрубленная по середине. На нее усадили двух членов экипажа, остальные пять уселись на второй рафт. Ходовые испытания показались надежность и маневренность нового вида плавсредства. Да и перетаскивать его через отмели было гораздо легче, чем нашу новую баржу, загруженную с горкой.

За второй день прошли километров 12, до заброшенного поселка Полярный. Разбили лагерь рядом с ненецкими чумами среди металлолома сталинских времен. На утро повстречали одинокую девушку походницу. Она прошла мимо нас, как будто мы были частью пейзажа. Было достаточно прохладно. Она намеревалась перейти реку, и сделала это не раздумывая. Не переодеваясь, не снимая ботинки и даже застегнув рюкзак, она молча зашла в воду и стала медленно погружаться, почти по шею. Было только видно, как она мерно переставляла трекинговые палки. Ее выбор пал на самое глубокое место реки. Зачем так? У нас возникла версия, что мы были для нее сюрпризом. Переодеваться она стала уже на другом берегу. А если течение было бы сильнее, и река поглубже? Ее бы унесло течением, а при застегнутом на поясе рюкзаке шансов выплыть у нее было минимум. Сколько таких отчаянных самоубийц бродит по горам и тайге? И сколько из них так там навсегда и остаётся?

К третьему дню мы разогнались, пройдя 28 километров. Отмели закончились, течение нам помогало, потеплело. Бирюзовая вода за бортом была настолько прозрачна, что дно идеально просматривалось метра на 3-4. Помню, тогда мы еще были недовольны, когда скорость падала да 5 километров в час и приходилось браться за вёсла. Лагерь мы разбили на поляне рыбаков, рядом с оборудованным столиком и указателем «Водопады, 3 км».

На утро пошли по указателю. Практически метров через 500 лес закончился, под ногами оказался мох, камни, а впереди вздымались скалы Рай-Ис, отроги Полярного Урала. Картинка очень напомнила Путорана. До водопадов добрались минут за 40, прыгая по живой осыпи, набрав 250 метров высоты. Как сказал Митя, что подобные водопады на Путорана мы проходили мимо.

Часам к 6 вечера мы пристали в Харпе, поселке с несколькими зонами. Тут часть нашей команды отправилась по магазинам, часть осталась у рафтов, создавая зону привлечения внимания для местный выпивающих и купающихся. Я же отправился по берегу осматривать порог. Вывод простой. Проходим шиверу, заходим под мост, а далее протаскиваем рафты вдоль берега. Заходить в порог на бублике и барже грозило повторной аварией и потерей снаряжения.

Через час, пришвартовавшись у высокого берега, Митя начал готовить свиные стейки с вареной картошкой. Да, это был первый наш поход за 20 лет с такой кулинарией. Шеф-повар, Митя, насублимировал дома 10 кг всевозможных яств, дополненных закупками в магазине. Фасоль в красном вине, суп из говядины, уха с лимонной цедрой, омлет на утро.

С каждым днем от Харпа до Катравожа, а это более 100 километров, река становилась все шире и шире. Скорость течения падала, а еще начался встречный ветер. Особо сильно он чувствовался в петлях Соби. Когда даже на веслах мы не могли грести больше 3 километров в час, приходилось подходить к берегу и тащить рафты за фал, словно бурлаки.

Впечатления незабываемые. Гребешь по 9 часов в день. Останавливаться на отдых не всегда просто. Большая часть берега залита водой. А в центре реки ветер несет в обратную сторону. Заплываешь в кусты, держишься за ветки, чтобы не снесло. Вокруг рой комаров. Такой вот привал на отдых каждый час. И снова гребля. А скорость уже начинает падать до 2.5 км в час. Наш полурафт мы взяли на буксир. Ребята вдвоем уже не могли самостоятельно справиться с ветром.

Рыбу за весь сплав мы добыли только два раза. Один раз самостоятельно на спининг. 2 хариуса. Хотя при этом вокруг плескались десятки рыб. И еще раз выпросили у рыбаков. Тоже 2 хариуса. Во время дневного привала на отмели. Уху сварили из них тут же.

Два последних дня река благодаря разливу в ширину достигала километра. Гребля, гребя и еще раз гребля. Приходилось даже пересекать фарватер, где прошли 2 баржи. Последняя стоянка порадовала комарами. Они были везде. Одним ударом можно было прихлопнуть штук 5-6. К этому моменту в нашей с Палычем палатке образовалась значительная дыра, так что приходилось просыпаться почти каждый час, чтобы давить кровопийц. Зато пропал ветер, а это давало нам крейсерскую скорость в 3,5 км в час. После заключительного ужина из трех блюд на утро грести было совсем лениво. У многих из команды возникла мысль, что ноги – это лишняя часть организма. Они мокнут, мерзнут, и их тяжело пристроить в полном рафте. Основное – это руки, которые к вечеру даже было тяжело поднимать.

К обеду мы причалили в поселке Катравож, откуда за час катером нас уже доставили в Салехард. Местами Обь казалась морем, настолько широко она разлилась. Тут бы на веслах мы шли еще несколько дней…

Помимо всех приключений и нового опыта мы получили отличный навык – как при крушении рафта все равно сохранить плавучесть и идти вперед. Это благодаря конструкции из 4 баллонов, которую мы разработали 4 года назад совместно с timetrial. Тогда задача стояла простая. Нужно судно, весящее не более 15 кг, вместимостью до 6 человек, разборное минимум на 4 части. Делалось это, чтобы проще переносить рафт на себе по тундре и горам между реками. Оказалась, что эта конструкция еще и не заменима в случае пробития 1 или 2 баллонов. Универсальность и простота.

Как сказал пару лет назад Алексей, «в Заполярье я больше ни ногой». С тех пор он прошел и Путорана, и этот сплав по Соби. Что нас ждет впереди? Очень хочется верить, что мы всё-таки доберемся до мыса Челюскин. Но это уже другая история.

Фотогалерея