Из Алтая в Туву, 180 км через Шапшальский хребет

Инструктор: Дмитрий Алёшкин
Алтай; Тыва
См. все

Днем жара за 30, а ночью около 10. Проходим по 30 километров в день. Нас ждут перевалы из Алтая в Туву, стада яков, озера, петроглифы и оленные камни. Идем по маршруту из Кош-Агача на Алтае в Шуй в республке Тува. Впереди 180 километров. Разумеется, никого с рюкзаками мы не встретили. Туристы в эти места не заглядывают.

Первое открытие в первую же ночь. Из азиатского тополя получается отличный костер. Горит жарко и дает много углей.

Открытие второе - не из каждой кристально прозрачной речки можно пить. Кругом стада скота: коровы, овцы, яки. Воду всегда приходится кипятить или добавлять в нее марганцовку.

Уже на второй день у всех обгорели носы. Высота 2000 метров, солнце палит нещадно.

В первый же день нашли петроглифы с оленями и козлами на ничем не приметном камне у береги реки Кызылшин. А главное развлечение - переход реки Бузулгун вброд. В этот момент можно и искупаться. За три дня дошли до перевала Бугузун, разделяющего Алтай и Туву. Отсюда начинается край высокогорных озер, между которыми пасутся тысячи яков. Тут же встречаются десятки, если не сотни курганов скифской, уйгурской, тюркской эпох.

Но самое интересное началось, когда мы дошли до озера Ак-Куль. Здесь все дороги заканчиваются, начинаются тропы и направления. Вдоль Моген-Бурена мы поднялись до его истока. Шли сперва по берегу реки, потом поднялись на террасы, и тут увидели УАЗик, стоящий в скалах. Как он туда заехал? Никаких дорог рядом нет. Оказалось, что это рыбаки. Ребята тувинцы приехали за рыбой в Алтайский заповедник. До него отсюда всего пару километров. А там, говорят, хариуса пруд пруди.

Мы же организовали дневной отдых на озере Чуглуг-Холь. В нем можно купаться и пить вод одновременно. Это самый водораздел, сюда не впадают никакие реки, и никто не выпасает скот. Хоть вокруг нет ни одного дерева, готовить у нас получалось на костре. В качестве дров отлично подходил сухой ерник. А вот с горелками у нас начались проблемы. 95-й бензин, купленный в Кош-Агаче, совсем не хотел гореть. А уже утром наш путь лежал в сторону Алтайского государственного заповедника. Через него предстояло пройти 23 километра. Судя по отпечаткам на тропах егерей здесь не было с начала года.

Переждав дневной ливень у берега озера Джулукуль и попросту перешагнув через реку Чулышман, мы начали подъем на перевал Шапшал. Предстояло набрать 1000 метров при весе рюкзаков в 20 килограмм. Тропа была хорошо заметна. Только вот согласно карте последний ее участок пролегал по отвесному склону горного цирка. Так оно и оказалось. Час перед перевалом мы шли по осыпе, местами с уклоном в 45 градусов. Интересно, в дождь здесь сразу улетаешь вниз?

Вид с перевала стоил всех усилий. Панорама на десятки озер Алтая и Тувы с одной стороны и вид на ущелье реки Шуй с ледниками с другой. Кстати, нам очень повезло, что в этих краях стояла засуха. Болота, откуда берут начало большинство рек, пересохли. Мы шли будто по мягкому ковру. В противном случае к перевалу мы добрались бы мокрые по пояс с полными ботинками воды.

Спускались по не менее отвесной тропе. Уже начало темнеть. Поэтому остановиться решили на первой ровной площадке в горном цирке. Тут же мы нашли несколько сухих полешек, привезенных сюда в стародавние времена. На них даже получилось приготовить ужин. А вот ночью началось самое интересное...

Полвторого ночи. В палатке становится светло как днем, и после этого будто взрыв. Стоим в горном цирке на высоте 2850 метров. Разразилась гроза. Молнии бьют по всем вершинам вокруг нас. Начинается ливень. А еще вечером мы поднялись на Шапшальский перевал на 3100 метрах, разделяющий Алтайский заповедник и Туву. Спуститься мы уже не успели.

Да, вокруг очень красиво и безжизненно. Мы вновь в самом опасном месте в самое опасное время.

Совсем не далеко от нас лежали скелеты яков - караван, шедший на перевал и разбившийся здесь много много лет назад.

Проснулись в облаке, видимость не более 10 метров. Пока готовим завтрак на горелке, ждем появится ли солнце. И через полчаса оно появилось. Собираемся и идем вниз. По тропе, по террасам, впереди уже видим ущелье, покрытое лесом.

И тут перед нами огромный каменный завал. Скала высотой метров двести обвалилась и перекрыла все ущелье. Валуны весом в десятки тонн. Интересно, могла ли молния ночью обрушить на нас подобный обвал?

С началом леса появились деревянные юрты пастухов-тувинцев. Несколько раз мы встретили стада яков, среди которых попадались непонятные гибриды, напоминавшие смесь яка и зубра. От своих собратьев они отличаются значительным весом и размерами. Зная предприимчивость тувинцев в плане безвозмездного заимствования скота в соседних регионах, можно предположить, что мы увидели результат скрещивания заповедных зубров с Алтая и местной породы яков.

Идти по карте в этих местах бесполезно. На ней указано много троп. В реальности же есть одна, по которой гоняют скот по ущелью. А еще надежнее спрашивать путь у пастухов. Они не многословны. Всё по делу. Ни здравствуйте, ни до свиданья. «Где тропа?» «Иди этим берегом!» Вот и весь разговор.

Пару раз за день перешли в брод реку Шуй, далее идем левым берегом. Тропа то поднимается в горы, то спускается к реке. Нас то накрывает дождь, и мы вымокаем до нитки, до жарит солнце. Все чаще встречаются оленные камни, будто указывающие границы старинных владений и выпасов. В какой-то момент по тропе начинаем подниматься в соседнее ущелье и понимаем, что идем не туда. Срезаем прямо по склону, сбрасывая лишние метров 200 высоты. И встаем лагерем в долине, покрытой террасами. Утром от местного рыбака узнали, что когда-то здесь была деревня. А это уже вопрос к истории. Зачем скотоводам тратить силы и выравнивать местность, строя терасы. Так поступали только земледельцы. Яркий пример подобного искусственного ландшафта можно встретить в Дагестане.

Следующий день не предвещал приключний. Тропа становилась шире, цивилизация ближе. Но вот тропа уходит в горы, а нам совсем не хочется идти вверх, продолжаем путь по реке. А для этого нужно заходить в воду. Идти по пояс в бурной реке, держась за скалы, а потом карабкаться по склону по козьим тропам, обходя недавние сели. Не обошлось без приключений. Вова, наш опытный товарищ, упустив, куда уползли мы все, решил карабкаться до упора вверх. А склон почти отвесный. Снимали мы его оттуда уговорами часа полтора. На него снизу вверх было страшно смотреть. Представляю, каким отвесным казался ему склон при виде сверху. Напомнило историю про «Батюшка украл нашу с вами колбасу».

Последние 15 километров перед поселком Шуй полны цивилизации. Через реку перекинуты самодельные мосты из бревен для перегона скота. Кстати, именно по причине большого количества скота мы испытывали проблемы с питьевой водой. Пить из основного русла опасно, ведь в реку испражняются тысячи яков и коров. Приходилось искать ручьи и речушки, впадающие в основной поток.

К обеду третьего дня мы уже подходили к первому тувинскому селу Шуй. Последние 5 километров доехали в кузове грузовика, заполенного дровами. В самом поселке мы были главной достопримечательностью, так что найти машину до Ак-Довурака, единственного городка в округе, проблем не составило. Так что уже к вечеру мы были в Кызыле, откуда кто летел напрямую в Москву, а кто выбирался через Абакан и Красноярск.