На самую северную точку Европы! Экспедиция к м. Нордкин, февраль 2015 г.

Эксклюзив
Март 2015 года
Инструктор: Дмитрий Алёшкин
Финмарк, Норвегия - Мурманская область, Россия
См. все

Наконец, немного вздохнув, отдохнув, хочу написать о своем покорении Заполярья! Никогда не писала постов о своих путешествиях. Но сейчас хочется поделиться. Может потому что очень тяжело далось, может от полученных эмоций. Вот и пишу. Не буду описывать подробности, как добрались до Мехамна, доехали отлично, за что огромное спасибо нашему водителю Александру.

Утром, мужчины запряглись в сани, и мы двинулись нашим небольшим караваном в путь. Дошли до небольшого аэропорта Мехамна тут уже прицепили снегоступы и отправились покорять свои вершины и снежные просторы. Чтобы своими глазами увидеть самую северную точку Европы — мыс Нордкин. Погода нам благоволила. Светило солнце, ветер дул минимальный. Идти было пока весело. Через километров 12 стала понимать, что укатали Сивку крутые горки. Но идти надо было вперед, вот и шла. Где то часам к 6 добрались до места, где разбили лагерь, который состоял из трех палаток — Люкс, Дабл и Трешка. Мы с Ксенией жили в скромном двухместном зеленом номере. Удобства за кустом. Душ — самый северный пляж Европы в часе ходьбы. Короче, все радости жизни рядом. Устроились, накипятили чаю, который в тот момент показался божественным напитком. Отрезали сальца, сделали бутерброды с паштетом, это был царский ужин. Ну и дернули по ромашке коньячку. Больше сил моих уже ни на что не хватило, и я отправилась спать. Но не тут то было. В спальнике я поняла, что при всех его достоинствах мне всё равно холодно. Ноги мерзли даже в двух носках. В общем, я и так и сяк — вертелась, пыталась уснуть, но холод не отпускал. От холода естественно захотелось в условия за кустом. Пришлось распаковываться и вылезать из палатки.

Вышла я из палатки на свет божий. А там идет небольшой снежок, тихо так, от белейшего снега светло. Поозиралась я по сторонам, чтобы писец какой заблудший мне не помешал. Вокруг куста хороводы поводила и пошла назад в свою зеленую «матрешку». Только упаковалась, как забарабанил снег о крышу нашей палатки. Да такой сильный, казалось сейчас прям и засыплет нас. Но дальше поднялся ветер и попытался нас унести куда подальше. Но не тут-то было — девушка я справная и он со мной не справился. Вся эта пурга-метель произошла за каких то 15-20 минут. Такой скорости смены погоды я еще никогда не видела. Остальную часть ночи, а было это около 1.20, я провела в полузабытьи, полусне, полудрожании, в общем, хорошо провела.

Наступило долгожданное утро, 7 часов. Народ из соседних номеров начал выползать и... мы вылезли, и оказалось, что перед нашим входом намело полметра снега, ровно мне по колено. Но вьюга нас пожалела и мела аккуратно, сделала небольшой коридорчик, откапываться не пришлось. Радостные мы позавтракали и тронулись в путь к мысу Нордкин. С первых шагов нам нужно было преодолеть довольно приличный склон, после которого, я благополучно сдохла. Еще и ветер со снегом временами мешал идти. Потом когда я основательно сдохла, засветило солнце. Ну и на душе стало совсем «хорошо», идти я уже совсем не могла. Ноги двигала по инерции, зная, что все впереди и ждут меня где-то за следующим склоном. Тащила себя за косичку, шиворот и все остальные части моего бренного тела. Поднялась на вершину, и о счастье, ребята впереди ждут, пуками машут и очень подбадривают. Я им за это очень-очень благодарна — Ксении, Сергею и Валере. Если бы они меня так не поддерживали, жила бы я сейчас в норе песца.

В конце концов, поднявшись на одну из вершин, мы увидели всеми нами долгожданный и любимый мыс. О, Счастье, он существует!!! Осталось спуститься с нашего склона и подняться на него. А так как склоны в снегу, но посыпаны довольно большими и острыми камнями, снегоступы мы сняли и начали спуск, неся их на руках, осторожно ступая по этим каменным ступеням. Местами ноги проваливались рядом, иногда камень просто уезжал из-под ноги, но мы и это преодолели.
И, о мыс, ты наше всё!!!!! Мы здесь, а еще сегодня 23 февраля!!!! Всех наших служивших, служащих и всех тех, кто будет служить мужчин, с праздником нашей Красной, Советской и Российской армии!!!! Ура, ура, ураааааааа!!!!

Ха, все радостно и весело, но еще надо возвращаться! Мы пошли в обратный путь к лагерю, но другим путем... Сначала шли без снегоступов и пришли к крутой горке метров этак 100, а может и больше, да еще и очень крутой и засыпанной снегом. Стали спускаться, ребята решили надеть снегоступы, а я, утопая по колено, всё же спускалась без них, было как то для меня так надежнее. Когда осталось метров 20, я вспомнила детство, оказывается можно съехать и на 5 точке. Ура, вот и море, и его скалистый берег. Камни выстроились на берегу каменным лесом, к воде с этой стороны не пройти.
Впереди нас ждала избушка, в которой лежит книга посещений этого самого северного места в Европе. Последние люди здесь были в августе прошлого года! А зимой только мы!!! Обойдя залив, мы вышли на самый северный пляж, мелкий песочек и волны так и манили зайти в воду. Но оказались мы не в то время, чтобы решиться снять хотя бы перчатку. Но в воду я всё же попала, когда решила ну хоть одним пальцем пощупать ее и ощутить вкус соли. Нахлынувшая волна, омыла мои снегоступы, оставив на ней следы соли и песка.

Дальше предстоял подъем с пляжа на не очень высокую, но почти отвесную горку. Дойдя до половины, мои ноги сказали «Ша!» И начали медленно сползать вниз. Но какое счастье, что рядом, вернее наверху были друзья, а у них была веревка, и Сергей с Дмитрием (спасибо им огромное) вытянули меня наверх. Осталось немного усилий, и мы в лагере.

Пришли в лагерь, накипятили чай, и уже стало не так плохо. Но это же 23 февраля, мы, естественно, его и отметили — чачей, бутерами с салом и шпротным паштетом. Из всего перечисленного я, от усталости, смогла выпить глоток чачи и съесть один кусочек сала. На этом праздник не закончился. Небо подарило нам такой подарок, который я мечтала увидеть с детства. Началось феерическое представление Северного сияния. Это невозможно передать ни словами, ни фотографиями. Это надо видеть своими глазами и пережить свои эмоции от увиденного. Зеленые всполохи его расписывали небо разнообразными полосами, зигзагами и загогулинами. И казалось, что все они сходятся в одной точке над нашими головами. Потом начали добавляться другие цвета и другие линии. Небо показало, как оно умеет рисовать, ведя огромной кистью неведомого художника, расписывало звездное полотно зеленой акварелью.

Но как бы все это завораживающе не происходило. Усталость и мороз загнали меня в палатку. Мы с Ксенией еще минут 30 слышали восторженные возгласы мужчин!
Потом опять была почти бессонная ночь, мои замерзшие ноги не давали мне спокойно уснуть.

Вот оно долгожданное утро! Надо расчехляться и вылезать на свет Божий. Собирать вещи, разбирать палатки и все это упаковывать в сани. Утро нас встретило приличным ветром! Дмитрий Алёшкин — инструктор похода занялся приготовлением завтрака, остальные постепенно просыпались, выползали, собирались... И вот все скрутив, замотав, упаковав и крепко привязав веревками к саням, а рюкзаки к себе, наш караван тронулся в путь. Взяв в руки палки, я поняла, что у меня замерзли пальцы. Ну думаю, ладно сейчас пойду — отойдут. Но не тут то было, они почему то замерзали все больше. Но так как все идут вперед, я не могла остановиться и тоже шла вперед. Но в какой то момент поняла, что пальцев то я уже не чувствую. Пришлось вытащить пальцы из перчатки и сжать в кулак как в варежке, но сжать особо не удалось, пальцев почти не чувствовала. Я стала их сгибать-разгибать и тут они начали отходить. О, эта боль она заставила меня рыдать. От того что пальцы замерзли, от того что так жалко себя любимую и уставшую.

Когда рыдания закончились, мне даже стало смешно, что я, которая плачет раз в пятилетку, так страстно рыдала. Пальцы пришли в норму, и я пошла дальше, где меня уже ждали ребята как отставшую. Теперь за мной шел Сергей Аверьянов с рацией. Начиналась пурга, ветер дул в лицо, скорость достигала до 17-20м/сек. Начало нашего пути, первые 4 км практически все время были в гору. Так мы шли, медленно преодолевая каждый метр нашего 18-километрового пути.

А так как в предыдущий день и в этот шел снег, то движение замедлило то, что ноги проваливались в свежий снег даже в снегоступах. Первый привал сделали, когда прошли 3.6 км. Ветер был сильным, привалы были короткими. Через пару привалов закончилась вода. Пришлось есть снег и рассасывать льдинки наста. С каждым шагом мы приближались к финишу, к заветной цели. Как цель мы в этот раз себе определили — стакан пива!!!!.
Я шла и видела перед собой стакан пива со стекающей по стенкам пеной. Так хотелось пить и так хотелось дойти до конца. Временами, чтобы отключиться я считала — «раз-два». Временами я пела — " ...а посуда вперед и вперед. По полям по болотам идет!"

Вот так мы подошли к последнему склону, на который надо было подняться, а за ним уже горели заветные огоньки деревни Мехамн. Склон очень крутой и как мы на него поднялись известно одному Богу. Уже почти обессилевшие в дороге от ветра, подъемов и долгого пути. Нужно было затащить сани и подняться самим. Уже начало смеркаться, и было сложно разглядеть рельеф этой горы. Просто бело-серый снег.

Я решила подняться постепенно вдоль склона, но пройдя половину, поняла, что с этой стороны отвесный склон. Начала возвращаться назад туда, где поднимались ребята. Они вчетвером пытались затащить самые большие сани. В какой-то момент у них сани поехали вниз и Ксюша, проявляя чудеса силы, удержала их и не дала им уехать вниз. Когда я дошла до того места, где они поднимались, сил стало еще меньше и ребята за палки вытянули меня на вершину.

И вот мы все на верху, еще один поворот и нашему взору предстали огни аэропорта Мехамна, а там и засветились огни поселка. Ура, ура, ура! Казалось вот еще пару шагов, и мы на месте! Но эти пару шагов длились еще минут 40. Но мы, всё равно, преодолевая усталость и дующий в лицо ветер дошли!!!! Какое счастье! Мы сделали это! Мы справились! Мы выжили! Мы увидели, что хотели увидеть! И мы вернулись назад уставшие, но счастливые!

У нас была замечательная команда!!!! Без их поддержки и помощи я бы вряд ли справилась с этим сложным путешествием!

Хотите принять участие в экспедиции? Подробности здесь